Управление качеством
Все этапы жизненного цикла продукции, начиная с изучения рынков сбыта и заканчивая удовлетворением потребностей конечного потребителя товара, объединяет управление качеством. Маркетинг, изучение рынка, разработка требований, разработка самого продукта, подготовка производства и материально-технической базы, подготовка производственных процессов, проведение испытаний, упаковка, хранение, реализация продукции, вот далеко не самый полный перечень того в чём управление качеством оставляет свой след.
Все процессы, обеспечивающие проектирование и сохранение качества продукции объединены в систему управления качествам, к которой предъявляются определённые требования.
Требования к системе управления качеством
Основными требованиями к системе управления качеством являются:
- контроль товара, проведение испытаний и сертификаций;
- организация производства продукции;
- анализ, проектирование и ведение управления качеством продукта начиная от проектирования, и заканчивая вводом в эксплуатацию.
Любая работа, направленная на повышение качества, должна быть обязательной и безоговорочной составной частью любого предприятия желающего получить свою долю рынка. Сам процесс повышения качества, разрабатывается и исполняется на основании соответствующих программ. Для каждого предприятия могут быть разработаны собственные программы, и собственные критерии стандартов и оценки качества продукции. Основными критериями оценки качества являются: количество дефектов в поступающей продукции, процент брака готовых изделий и процент изделий без дефектов.
Бесконечный контроль не является основополагающим фактором в контроле качества, для него важна бездефектная работа. Как показывает статистика, высочайшее качество готовой продукции достигается благодаря налаженному бездефектному производству. Контроль же готовой продукции не способен оказать сколько-нибудь существенного влияния. Все возможные дефекты, должны быть устранены на промежуточных стадиях изготовления, а не в готовом изделии. Подобная система, позволяет ликвидировать возможные потери, как во времени, так и в материалах, а также способствует сокращению управленческого аппарата. Обнаружение и устранение дефектов непосредственно на производстве, позволяет значительно сократить расходы на него.
Помимо перечисленного, система управления качествам также подразумевает партнёрские отношение с поставщиками, создание системы информации о качестве выпускаемой продукции, а также обязательную государственную сертификацию продукции, к которой предъявляются требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
Цели стандартизации
Создание стандартов служит определённым целям, которые включают в себя: создание условий деятельности предприятиям на едином товарном рынке, содействие конечному потребителю в наглядном и компетентном выборе продукции, контроль безопасности выпускаемой продукции, защита потребителей от недобросовестности производителя, подтверждение показателей качества товаров.
В основе сертификации лежат проведение испытаний продукции, а также оценка условий её производства. Выполняется данная работа сторонним органом. Сама по себе сертификация основывается на принципах добровольности, объективности, достоверности, исключения дискриминации, ответственности сторон, права на выбор сертифицирующей организации, ответственности, открытости и разнообразия методов.