Понятие и виды активов
Активы – объекты, принадлежащие физическому или юридическому лицу на праве собственности и имеющие денежную оценку.
Активы могут быть материальными, нематериальными или финансовыми. Материальные активы имеют вещественную форму. Нематериальные активы являются объектами интеллектуальной собственности, не имеющими вещественной формы. К финансовым активам относят различные финансовые инструменты – денежные средства, ценные бумаги, финансовые вложения и т.п.
Более значимой с точки зрения организационного управления является классификация активов по характеру их участия в хозяйственном процессе и скорости обращения. В соответствии с этой классификацией активы делятся на:
- Оборотные (текущие) активы – активы, которые организация потребляет или использует в течение одного производственного цикла. Оборотные активы предназначены для обслуживания текущей, операционной деятельности компании и характеризуют ее имущественные ценности. К оборотным активам относятся все виды активов со сроком использования до 1 года (или до конца производственного цикла) – запасы материалов и готовой продукции, денежные средства, краткосрочную дебиторскую задолженность и финансовые вложения;
- Внеоборотные активы – активы, которые организация использует многократно. Данные активы лежат в основе хозяйственной деятельности компании в течение продолжительного периода времени. К внеоборотным активам относят все виды активов со сроком использования более 1 производственного цикла или 1 года – основные средства, нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения.
Цели и задачи управления активами
Целью управления активами является капитализация их совокупной стоимости. Управление активами направлено на приращение стоимости организационного имущества путем накопления капитала (капиталообразования).
Для достижения цели по капитализации совокупной стоимости активов организация решает следующие задачи:
- Защита, секъюритизация и обеспечение безопасности активов;
- Приращение и капитализация активов;
- Обеспечение обновления активов;
- Обеспечение необходимого объема, структуры и рентабельности активов;
- Получение прибыли от использования активов.
Задачи, входящие в процесс управления активами, могут существенно отличаться в зависимости от специфики деятельности организации. В разные моменты времени для организации может приобретать наибольшее значение та или иная задача управления активами. Кроме того, одна и та же задача может представлять различную степень сложности в зависимости от особенностей организационного жизненного цикла и хозяйственной деятельности. Отраслевая принадлежность организации оказывает серьезное влияние на относительную важность того или иного вида активов.
Особенности процесса управления активами
Процесс управления активами представляет собой непрерывный анализ, прогнозирование, планирование и контроль над ресурсами организации. При этом внеоборотные и оборотные активы имеют свои особенности управления, преимущества и недостатки с точки зрения управленческого процесса.
Преимущества внеоборотных активов с точки зрения управления связаны с длительностью их использования по сравнению с оборотными активами. Длительный срок использования активов обусловливает необходимость их амортизации, меньшую степень подверженности инфляционному влиянию, потенциально возможное увеличение стоимости и стабильную генерацию прибыли в течение продолжительного периода времени. В то же время внеоборотные активы имеют низкий уровень ликвидности, низкую степень маневренности и не поддаются быстрому изменению структуры. Кроме того, внеоборотные активы не способны генерировать устойчивый денежный поток в случае ухудшения общего финансового положения организации.
Оборотные активы, напротив, намного более ликвидны и способны к увеличению оборачиваемости с целью экономии средств. Именно оборотные активы обеспечивают организации стабильный денежный поток в условиях ухудшения экономической ситуации. Однако оборотные активы сильно подвержены инфляции и способствуют формированию значительной части финансовых рисков, которые несет организация.