Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Управление оборотными активами

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Управление оборотными активами

Термин «оборотные активы»

Пионером, установившим каноны определения экономической сущности основных средств, считается А. Смит, который впервые ввел разделение на основной и оборотный капитал. Главными критериями деления капитала на основной и оборотный этот экономист считал его принадлежность к имуществу предприятия, а также метод, с помощью которого капитал приносит доход.

Определение 1

Оборотными активами организации (предприятия) называются активы, которые погашаются или используются в течение года, либо в течение определенного операционного цикла организации (если он более 1 года).

Большинство оборотных активов используются единовременно, при запуске их в производство (например, сырье или материалы). Оборотные активы – это одна из двух групп активов организации (вторая группа – это внеоборотные активы).

В состав оборотных активов включаются:

  • Сырьевые запасы (сырье, материалы и полуфабрикаты);
  • Налог на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным ценностям;
  • Дебиторская задолженность (сумма долгов, причитающаяся организации со стороны других организаций, юридических или физических лиц);
  • Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов);
  • Денежные средства и денежные эквиваленты;
  • Различные активы, попадающие в признаки оборотных активов.

Оборотные активы различаются (схема 1):

Классификация оборотных активов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классификация оборотных активов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стратегия управления оборотными активами

Частью общей финансовой политики организации является управление оборотными активами, которая заключается в их формировании, оптимизации их оборота и рационализации структуры источников их финансирования. В процессе разработки и внедрения стратегии управления оборотными активами прослеживаются определенные этапы:

  • Необходимо провести анализ оборотных активов организации в предшествующем периоде. Задачей в данном случае становится выявление тенденций динамики их общего объема и состава, а также уровень эффективности их эксплуатирования. В процессе анализа используется целый спектр показателей, но ключевыми из них, в первую очередь, становятся критерии, определяющие уровень ликвидности и оборачиваемости оборотных активов. В завершении производится исследование основных факторов, которые воздействуют на динамику объема и состава ОА (оборотных активов) и показатели их эффективности.
  • Вторым шагом в реализации стратегии управления ОА становится оптимизация состава ОА. В этом процессе явно прослеживаются два направления: рассчитываются нормативы отдельных видов ОА (средства, авансированные в товарно-материальные запасы, относящихся к дебиторской задолженности), во втором направлении оптимизации проводится стратегия оптимизации с позиции ликвидности (в целях обеспечения постоянно платежеспособности организации).
  • В финансовую политику управления оборотными активами входит обеспечение ускорения оборачиваемости ОА. Этот процесс позволяет организации значительно снизить потребность в них (ОА), поскольку между скоростью оборота ОА и их объемов присутствует пропорциональная зависимость.
  • Приоритетной задачей в политике управления ОА является гарантированность повышения рентабельности. Как и другие виды активов, оборотные активы предназначены концентрировать определенную прибыль организации при их эксплуатации в производственной и сбытовой деятельности. Вместе с тем некоторые виды ОА способны приносить организации прямой доход в виде процентов и дивидендов. Соответственно, элементом разрабатываемой и внедряемой политики становится обеспечение своевременного использования временно свободных денежных активов (части денежных активов) для формирования портфеля финансовых вложений в краткосрочном периоде.
  • В процессе разработки и внедрения финансовой политики, должно происходить формирование основных принципов финансирования некоторых видов активов. Основные принципы финансирования определяют структуру капитала и его стоимость.
  • Формирование оптимальной структуры источников финансирования ОА. Следуя ранее определенным принципам финансирования, в процессе разработки и внедрения политики управления ОА определяются подходы к выбору определенной структуры источника.
Замечание 1

Различные цели и способы эксплуатации отдельных видов ОА имеют свои характерные и отличительные особенности. Поэтому в организациях, у которых присутствует большой объем использования ОА, разрабатывается и применяется самодостаточная политика управления отдельными их видами.

Общая схема управления оборотными активами выглядит следующим образом (схема 2):

Основные этапы управления ОА. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Основные этапы управления ОА. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Способы повышения оборачиваемости ОА

Оборачиваемость оборотных активов – это ключевой показатель эффективности их эксплуатации. Он позволяет получить реальную оценку эффективной всей операционной деятельности организации. Способами повышения оборачиваемости ОА становятся:

  1. В сфере обращения – это ускорение реализации продукции, высокопрофессиональный маркетинг, снижение объемов задолженности (кредиторской и дебиторской);
  2. На стадии производства – это уменьшение длительности производственного цикла, увеличение непрерывности производственного цикла, снижение объема отходов в процессе производства и обеспечение ритмичной деятельности предприятия;
  3. На стадии «производственные запасы» – это установление и контроль над расходом энергии, сырья, регулярные ревизии инвентаризации складских запасов, замена дорогостоящего сырья и материалов на альтернативное, более дешевое (принцип «цена – качество»).

Этапы планирования оборотных активов

В целях стратегического планирования использования оборотных активов (долгосрочного или краткосрочного) всегда должна происходить конкретизация в среднесрочном периоде. Краткосрочное планирование обычно олицетворяется с оперативным планированием. Например, оперативный бюджет, квартальный план производства и т.п. В планировании оборотных активов определяются основные термины:

  1. Готовая продукция;
  2. Материальные ресурсы;
  3. Оборотные средства.
Замечание 2

Готовой продукцией считается продукция, завершенная в производстве и подготовленная к реализации.

Начальным этапом планирования потребности в оборотных активах (готовой продукции) становится прогнозирование объема продаж и разработка производственной программы. На базе прогноза объема продаж устанавливается производственный план и объем конечных запасов готовой продукции.

На втором этапе необходимо обозначить потребность в материальных ресурсах, которая складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.

На третьем этапе планирования запасы готовой продукции готовятся к реализации, реализуются потребителю и приобретают форму дебиторской задолженности.

На четвертом этапе дебиторская задолженность инкассируется и приобретает форму денежных средств. И дебиторская задолженность и объем реализуемой продукции подвергаются планированию.