Управление предприятием
Управление предприятием во многом похоже на составление гипотез. Руководитель, с той или иной степенью уверенности, может предполагать, что разработанные действия приведут к ожидаемому результату. В связи с этим, на каждом из жизненных этапов организации, необходимо иметь достаточные основания для утверждений о верности гипотезы. Нужно постоянно контролировать саму деятельность организации, и результаты которые она приносит. Управление считается эффективным тогда, когда оба эти процесса находятся под пристальным вниманием и подвергаются постоянному анализу.
Функции менеджмента (управленческий цикл руководителя)
Менеджмент является наукой, которая не делится на составные части, отсекая остальные. Его невозможно разделить на компоненты, являющиеся независимыми и непересекающимися. Процесс управления, означает процесс Прогнозирования и планирования, организации, руководства командой, координации и контроля. Структуру менеджмента можно выразить в цикличном взаимодействии планирования, организации, мотивации и контроля.
Планирование представляет собой постановку целей и необходимых для их достижения действий. Руководитель должен чётко представлять, «где» находится его организация, трезво оценивать сильные и слабые стороны в финансовой, производственной, маркетинговой и трудовых областях.
Также руководителю необходимо представление о дальнейших целях, знание возможностей роста и возможных препятствий на пути. Исходя из этих знаний, руководителю необходимо выбрать методы, с помощью которых будет происходить процесс движения к намеченным целям.
На следующем этапе происходит организация (структуризация) внутренних элементов с целью выполнения планов. Она включает в себя создание структуры управления и организацию совместного выполнения работ.
Мотивация – это создание во внутренней среде исполнителей соответствующих побуждений к представленным действиям. Она направлена на повышение эффективности достижения цели.
Завершающим этапом является контроль, необходимый для обеспечения анализа и сопоставления достигаемых целей с ранее прогнозируемыми. Контроль подразумевает в себе установление стандартов в точности определения целей, и установление сроков времени в который поставленные цели должны быть достигнуты. Также контроль подразумевает сравнение достигнутых и прогнозируемых результатов, а на основании такого сравнения, принимается решение о возможных корректировках в производственном процессе. Затем дальнейшее развитие уходит на следующий виток функций менеджмента.
Методы управления
Способы воздействия на субъект управления, понимают в качестве методов реализации функции управления и применяют лишь в характерных социально-экономических системах. Их делят на три основные группы методов:
- организационно-распорядительные,
- экономические,
- социально-психологические.
Административные методы основаны на отношениях властности, очерчены юридически и включают в себя опору на законодательство, акты, нормы и нормативы. Для таких методов типичны приказы, распоряжения, правила и указания.
Экономические методы базируются на возможности экономического отношения элементов социально-экономической системы. Это формы заработной платы, материальное стимулирование, способы участия работников в прибыли и иное.
Социально-психологические методы учитывают социальные статусы людей, которые определяют их роли в структуре.
Например, руководителем целесообразно назначать лицо имеющее статус неформального лидера.
Стиль руководства создаётся различным сочетание методов управления.