Понятие системы менеджмента
Система менеджмента - это совокупность должностных лиц предприятия, чья совместная работа обеспечивает эффективное и результативное управление предприятием, а также принятые в этой организации особые методы и формы управленческой деятельности.
Элементом системы менеджмента предприятия является менеджер, отвечающий за какую-либо часть деятельности по управлению. Специфика труда менеджеров определяется масштабами, сферой деятельности, структурой управления и спецификой предприятия Не существует абсолютно идентичных систем менеджмента, все они отличаются друг от друга отсутствием или наличием тех или иных должностей, различиями в распределении зад ответственности между менеджерами, спецификой принятия важней решений или формой общения руководителей и подчиненных.
Вместе с тем, все системы менеджмента характеризуются общей чертой: наличие вертикального и горизонтального разделения труда руководителей.
Вертикальное и горизонтальное разделение труда
Вертикальное разделение труда или иерархия власти условно предполагает три уровня управления:
- низший (первичный),
- средний,
- высший.
При горизонтальном (функциональном) разделении выделяются группы менеджеров, которые относятся к общему уровню управления и управляющие подразделения, отвечающие за определенное функциональное направление деятельности (производство, маркетинг и сбыт, финансы, персонал и пр.).
Разделение аппарата менеджмента на уровни условно, однако это позволяет понять роли, особенности и задачи управленческой деятельности. Так, в одной компании может функционировать до пятнадцати уровней управления. Существует общее правило: выше уровень управления, тем меньше число менеджеров его представляет.
Руководителей высшего уровня
Руководители высшего уровня — это топ-менеджеры, отвечающие за важнейшие стратегические решения, которые определяют судьбу всего предприятия. Обычно, деятельность топ-менеджмента не разделяется в разрезе функций (производство, сбыт, финансы и т.д.), так как высшее руководство управляет фирмой в целом, отвечает за ее деятельность полностью.
Задачей высшего руководителя является изучение отрасли бизнеса, разработка и формулировка глобальных целей. Он должен принимать ключевые решения, способствующие достижению данных целей, сообщать эти цели и решения подчиненным ему менеджерам.
Руководители среднего уровня
Средний уровень руководства, как правило, представлен начальниками крупных подразделений компании. Задачами руководителей среднего уровня является:
- практическая реализация стратегических планов высшего руководства;
- формулировка тактических планов и управление реализацией решений в масштабе своего подразделения;
- координация и контроль работы младших менеджеров;
- подготовка информации для решений, которые принимает высший уровень руководства, а также передача этих решений в форме конкретных заданий низовым руководителям.
Руководители низового уровня
Руководитель низового уровня — это младший начальник в организации, часто называемый операционным менеджером. На первичном организационном уровне непосредственно реализуется управление сотрудниками, которые занимают исполнительские позиции.
Руководители низового уровня контролируют выполнение производственных заданий, обеспечивают оптимальное использование выделенных им ресурсов:
- оборудования,
- сырья и материалов,
- рабочего времени.
В последнее время явно наметилась тенденция к перераспределению ролей менеджеров: растет вклад менеджеров проекта в повышение эффективности деятельности предприятия.
Задачи менеджера проекта ограничены реализацией конкретной рабочей задачи, которая требует активного творческого участия прочих сотрудников различных организационных уровней. Важная особенность работы проектной команды заключается в том, что менеджер одного проекта может также состоять в другой команде, выполняющей другую рабочую задачу. Это позволяет сократить потребность во введении дополнительных должностей благодаря получению максимальной отдачи от среднего уровня управления.