Содержание управленческого контроля как функции менеджмента
Управленческий контроль предназначен для подведения итогов реализации управленческого цикла. С помощью функции управленческого контроля производится оценка качества и эффективности выполнения других функций менеджмента, а также управленческих решений.
Контроль является завершающим этапом управленческого цикла. На данном этапе корректировка управленческого цикла уже невозможна, поэтому контроль нацелен на анализ ситуации и формулировку практически применимых выводов.
Эффективность управленческого контроля во многом зависит от характеристик и настроек управленческого цикла, которые позволяют своевременно выявлять необходимость корректирующих действий и реализовывать их. Это позволяет уделять на этапе контроля внимание наиболее серьезным системным проблемам, а не текущим неполадкам. По результатам осуществления функции управленческого контроля должны разрабатываться и приниматься меры по устранению причин и последствий недостатков контролируемой системы.
Система управленческого контроля выполняет важнейшую функцию – обеспечивает обратную связь между плановыми и реальными показателями деятельности организации. Плановые показатели при этом призваны отражать ожидания менеджмента.
Условия эффективности управленческого контроля
- Определение наиболее значимых факторов;
- Моделирование контрольного процесса;
- Внимание к динамике контролируемого процесса;
- Регулярная корректировка значимости факторов;
- Анализ разрыва между плановыми и фактическими показателями контролируемого процесса;
- Разработка возможных корректирующих мер.
Осуществление функции управленческого контроля не зависит от степени доверия внутри организации. Данная функция является обязательным и необходимым компонентом системы менеджмента.
Принципы осуществления управленческого контроля
Реализация функции управленческого контроля осуществляется на базе ряда принципов, которые обеспечивают ее эффективность:
- Всеохватность – контролю следует подвергать все операции организации;
- Централизованность – контроль над наиболее важными процессами должен осуществляться с непосредственным участием высшего менеджмента компании, ему также должны оперативно сообщаться все значимые отклонения и сбои в процессах;
- Адекватность содержанию деятельности – реализация функции контроля должна соответствовать особенностям деятельности конкретной компании;
- Контроль должен быть прямым – контроль должен осуществляться с участием ответственного за процесс лица;
- Стратегическая направленность – функция контроля должна отражать и поддерживать общие цели организации;
- Объективность – недопустимость влияния личных качеств и взаимоотношений руководителя с подчиненными на процесс контроля, невозможность использования контроля как средства наказания, необходимость создания системы контроля на основе объективных, понятных и общепринятых показателей;
- Гибкость – система контроля должна приспосабливаться к организационным изменениям;
- Контроль должен работать на опережение – контролирование процессов должно способствовать предотвращению возможных проблем и отклонений от плана;
- Нацеленность на решение проблемы – действительной целью контроля является решение проблемы (или ее предотвращение), а не констатация факта возникновения;
- Простота – простая система контроля способствует лучшему пониманию целей и методов контроля сотрудниками организации;
- Постоянство – регулярность процедур контроля позволяет оперативно принимать меры по предотвращению проблем;
- Своевременность – контроль должен осуществляться таким образом, чтобы избежать серьезных потерь из-за временных промежутков между проблемой и реакцией на нее.
Можно выделить и другие принципы управленческого контроля, которые применяются каждой конкретной организацией в зависимости от особенностей ее деятельности и характеристик управленческого цикла.