Понятие и формы управленческого контроля
Контроль является одной из главных функций связанных с управлением, который обеспечивает достижения стратегических целей организации. Управленческий контроль является одним из главных компонентов управления, без которого невозможно осуществление в полном объеме других функции управления, к которым относятся:
- планирование,
- организация,
- руководство,
- и мотивация.
Помимо этого, управленческий контроль содержит в себе процесс наблюдения и урегулирования самых различных видов деятельности организации для облегчения исполнения различных организационных целей.
На сегодняшний день, современные организации в своей деятельности довольно активно применяют две основные формы контроля, это:
- Финансовый контроль, который является основой единого управленческого контроля;
- Административный контроль.
Осуществление финансового контроля происходит при помощи приобретения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по основным экономическим критериям деятельности по стандартным формам. Количество позиций и сроки представления отчетности могут являться довольно различными. В основном, более глубокая отчетность представляется крупными дочерними организациями. Здесь, в центре внимания располагаются следующие показатели:
- Уровень прибыли;
- Издержки производства;
- Эффективность капиталовложений;
- Финансовое положение и многое другое.
- Анализ данных характеристик делается отдельно по каждому центру ответственности.
- Административный контроль включает в себя:
- Контроль за соответствием хозяйственных результатов;
- Сравнение количества фактических и запланированных продаж;
- Анализ изменение доли организации на рынке.
Данную форму контроля также принято называть оперативным или тактическим контролем. Административный контроль постоянно следит за обеспечением исполнения поставленной программы.
Методы управленческого контроля
Традиционно, к основным методам управленческого контроля относятся следующие:
- Анализ финансовой отчетности организации. Сюда относится определение показателей эффективности хозяйственной деятельности. Это прибыль, рентабельность продукции, активов и многое другое;
- Сбалансированная система оценки или сбалансированная система показателей. Это соблюдение контроля за сохранением определенного баланса , существующим между общепринятыми экономическими показателями и параметрами, которые отражают воздействие на результаты работы;
- Бенчмаркетинг. Это процесс, который содержит в себе установление организацией основных показателей усовершенствования работы своей организации, идентификацию и исследование лучшей практики других организаций в данных областях и внедрение новых процессов и систем;
- Постоянный контроль качества и тщательный менеджмент качества.
Тотальный контроль качества включает в себя каждый этап осуществления организационного контроля и связывает контроль с прочими управленческими функциями. Основная цель тотального контроля заключается в координации работы каждого подразделения для достижения и поддержания достойного качества.
Тотальный менеджмент качества содержит в себе подход к руководству организацией, направленный на качество, в основе которого находится участии каждого ее сотрудника и нацеленный на достижение долговременного успеха при помощи удовлетворения потребителя и выгоды для каждого работника организации, а также всего общества в целом.