Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лидерство предприятия

Понятие и содержание лидерства предприятия

Феномен лидерства сопровождает человечество на протяжении многих сотен и даже тысяч лет. Его первые проявления были зафиксированы вместе с становлением человеческого общества. Интерес к его изучению поддерживается учеными многие годы.

На сегодняшний день существует множество различных подходов к определению лидерства и его сущности. Данный вопрос изучается многими науками, в том числе психологией, философией, социологией и экономикой.

В широком смысле под лидерством следует понимать отношения доминирования и подчинения, влияния и следования, проявляющиеся в системе межличностных отношений.

В более узком смысле, непосредственно применительно к сфере менеджмента, лидерство может быть определено в качестве способности индивида к формированию коллектива и содействию его движения к намеченным целям.

Замечание 1

В основе лидерства всегда лежит личный авторитет.

Лидерство – это одновременно и наука, и искусство. С одной стороны, оно требует наличия обширных знаний в сфере организационных процессов, а также применения профессиональных навыков, направленных на достижение организационных целей. С другой стороны, многие лидерские качества формируются в процессе приобретения практического опыта и личностного развития.

Применительно к микросреде (предприятия, организации, фирме) лидерство характеризуется двойственной природой (рисунок 1).

Двойственная природа лидерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Двойственная природа лидерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Лидерство предприятия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

С одной стороны, опорой лидерства может выступать должностное положение индивида в организации. В этом случае речь идет о формальном лидерстве. В большей степени оно отождествляется с менеджментом.

С другой стороны, лидерство определяется сферой отношений, в его же основе лежат личностные и ситуационные факторы. В этом случае речь идет о неформальном лидерстве.

Рассмотрим концептуальные основы лидерства предприятия более подробно.

Концептуальные основы лидерства предприятия

Концептуальные основы лидерства в менеджменте имеют довольно длительную историю развития. Большая часть попыток объяснить и формализовать данные феномен была предпринята в ХХ столетии. Многие теории были пересмотрены.

Сегодня всю совокупность теорий лидерства в менеджменте условно можно разделить на две группы:

  • теории лидерских качеств;
  • концепции лидерского поведения.

Рассмотрим их более подробно.

Традиционно наиболее ранними считаются теории личностных качеств (черт). Они предполагают, что личностные качества, формирующие будущего лидера, являются врожденными и зачастую передаются по наследству. Основным постулатом данной группы теорий можно считать следующее высказывание: «лидерами не становятся, а рождаются».

Наиболее известным трудом в этой области считается теория Ф. Гальтона, который впервые заговорил о наследственной природе лидерства. Тем не менее, ему не удалось сформировать список таких «наследственных» черт.

Позже в 50-60-х гг. ХХ столетия Р. Стогдиллом и Р. Манном была осуществлена попытка обобщения и группировки лидерских качеств. Основными качествами лидеров считались:

  • знание дела;
  • энергичность и активность;
  • уверенность в себе»
  • господство или преобладание над другими;
  • ум или интеллектуальные способности.

Тем не менее, эти качества не смогли объяснить природы лидерства. Позже, во второй четверти ХХ века, американским консультантом У. Беннисом было выделено четыре группы лидерских качеств. Они были сконцентрированы на управлении вниманием, значением, доверием и самим собой.

Теории личностных качестве, несмотря на все их многообразие, обладали рядом существенных недостатков. Наиболее существенными из них считались чрезмерно обширный перечень потенциально важных качеств лидера и невозможность установления тесной связи между ними и практикой лидерства. В силу этого свое развитие получила группа теорий, основанных на концепции лидерского поведения.

Исследовательский фокус был смещен от поисков ответов на вопросы о том, кто же является лидером, в сторону ответов о том, что и как делают лидеры. Основные концепции теорий лидерства данного типа представлены на рисунке 2.

Концепции лидерского поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Концепции лидерского поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Множественные поведенческие теории лидерства в своей основе опираются не на качества лидеров, а на их поведение и стиль руководства. Их основной идеей выступает возможность подготовки лидеров, для чего необходимы специально разработанные программы. В частности, речь идет о необходимости развития специальных личностных качеств и навыков.

Важная роль в теориях данного типа отводится выбору стиля управлений, под которым понимается система приемов, методов и форм деятельности управленцев в связи с осуществлением их функций.

Замечание 2

Впоследствии именно поведенческие теории легли в основу практических тренингов для управленцев – лидеров предприятий.

Лидерство и менеджмент

Говоря о лидерстве предприятия, важная роль отводится разграничению понятий лидерства и менеджмента. В его основе лежит двойственная природа лидерства в менеджменте, рассмотренная ранее. Сущность лидерства предприятия заключается в наличии в компании формальных и неформальных лидеров, которые далеко не всегда совпадают.

Первые осуществляют практическое руководство деятельностью компании и членов трудового коллектива. Они же принимают управленческие решения и берут на себя ответственность за их реализацию. Как правило, они назначаются высшим руководством и являются менеджерами в прямом смысле этого слова.

Вторые же обладают признанием в коллективе работников и негласно ведут команду за собой. Важно, чтобы неформальные лидеры были также заинтересованы в достижении стоящих перед компанией целей, поскольку на основе личного авторитета они мотивируют остальных участников трудового коллектива, также помогая им двигаться к намеченным целям.

Замечание 3

На практике формальные и неформальные лидеры (лидеры и менеджеры) не всегда являются одним и тем же человеком. Однако их роли в развитии компании одинаково важны.

Дата написания статьи: 07.08.2018
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot