Личность и поведение
Каждый человек должен восприниматься руководителем как гармоничная личность с индивидуальными особенностями. Эффективный руководитель должен выявлять эти особенности и направлять их во благо предприятия.
Особенности личности сопряжены с восприятием, как предприятия, так и любой другой действительности. Восприятие человека формируется на основе полученного опыта и знаний. Если человек находится в гармонии с собой и окружением, то его работа будет легкой и эффективной. Руководителю следует учитывать особенности мотивации каждого сотрудника и применять индивидуальный подход, учитывая эмоциональную составляющую.
Мотивация как инструмент управления поведением
Восприятие целостной личности сотрудника невозможно проводить частями. Эффективный менеджер не может трудоустроить только ту часть личности, которая его устраивает. Приведем практический пример.
Предположим, руководителю отдела маркетинга требуется работник с хорошими навыками продвижения. На собеседование пришло несколько потенциальных сотрудников. Один из них обладает хорошими данными для получения должности. Но, по мнению руководителя, он слишком эмоционален. Возникает две альтернативы. Первая – взять хорошего работника и делать небольшое послабление в плане эмоциональной составляющей его личности. Вторая – отказаться от хорошего сотрудника и взять человек со средним показателем.
В этом случае, руководителю не следует отказываться от хорошего работника. Следует попробовать один из способов мотивации как эффективного инструмента регулирования организационного поведения:
- Стремление к сопереживанию
- Восприятие целостной личности
- Демонстрация удовлетворенности работой
Каждый сотрудник стремится быть нужным и замеченным руководителем. Инструменты мотивации могут быть разными. Выбор инструмента зависит от личностных качеств сотрудника и руководителя.
В фирме 10 сотрудников, которые достаточно хорошо мотивированы. Для каждого из них менеджер подобрал свою мотивацию. Это может быть премия, штраф, благодарность, награждение памятным подарком или знаком, обещание прибавки, стимулирование отпуском, премирование. Для каждой личности – своя мотивация.
Иногда менеджер формирует коллектив из похожих личностей, для того, чтобы проще было осуществлять процесс контроля и управления. Это называется гармонизацией управления персоналом, когда менеджер создает себе комфортные условия без дополнительных затрат.
Принципы поведения в организации
- Уважение личности каждого сотрудника
- Применение принципов демократии
- Принцип коллективизма и справедливости
- Высокие требования к себе и сотрудникам
- Единство слов и дел
Контроль поведения в организации
Эффективный руководитель применяет данные принципы при любом процессе управления. Существенное внимание при разработке этих принципов теоретики уделили личности сотрудника и руководителя. Следуя принципам, руководитель может создать в рамках предприятия эффективную систему взаимодействия сотрудников, которая позволит качественно выполнять работу.
В маленькой фирме работает три сотрудника и руководитель. Один из сотрудников является очень ответственным, поскольку это особенность его личности. Однако, другие сотрудники не воспринимают эту особенность и считают его излишне активным. Без вмешательства руководителя ситуация может стать конфликтной и нанести вред рабочему процессу.
Для того чтобы избежать конфликтных ситуации внутри предприятия, руководитель может использовать доступные и эффективные средства – деловую игру.
Деловая игра – это моделирование рабочих ситуации с целью научения сотрудников предприятия. В процессе деловой игры, сотрудники не только повышают профессиональный уровень, но и сближаются, что эффективно отражается на рабочем процессе