Особенности поведения подчиненных в организации
Поведение подчиненных в организации является одним из наиболее важных показателей эффективности ее деятельности, так как именно подчиненные, рядовые сотрудники компании и являются непосредственными исполнителями задач, решение которых необходимо для достижения организационных целей. Несмотря на значимость поведения подчиненных, его исследования непопулярны и их немного. Это объясняется тем, что проведение статистически значимого исследования является дорогостоящим процессом, занимающим длительный период времени.
Наиболее известным и качественным исследованием в области поведения подчиненных является опрос сотрудников ряда организаций, проведенный Робертом Е. Келли, в результате которого было выявлено пять стилей поведения подчиненных в организации. В основе данной классификации лежат две характеристики сотрудников – критическое мышление и степень активности.
Наличие критического мышления у сотрудника позволяет ему оказывать влияние на достижение организационных целей путем влияния на деятельность других сотрудников и даже руководителей компании. Сотрудники с критическим мышлением могут оценить действия руководства по постановке задач, внести собственные предложения или внедрить инновации в деятельность предприятия.
Степень активности подчиненного также оказывает прямое влияние на его поведение в организации и результаты деятельности. Активные подчиненные принимают непосредственное участие в постановке задач и решении проблем, не ограничиваясь рамками данного им задания. Пассивные же сотрудники не заинтересованы в дополнительной деятельности, так как она предполагает дополнительную нагрузку и ответственность.
В соответствии с исследованием Р.Е. Келли выделяют пять стилей поведения подчиненных:
- Пассивные;
- Отчужденные;
- Конформисты;
- Прагматики;
- Эффективные.
Отчужденные подчиненные
Отчужденным подчиненным называется пассивный сотрудник, обладающий критическим мышлением. Такие сотрудники обычно выполняют свою работу качественно и эффективно, но не заинтересованы в укреплении долгосрочных взаимоотношений с организацией, в которой они трудятся.
Отчужденные сотрудники представляют собой профессионалов высокого класса, которые видят проблемы организации, но не желают принимать участия в процессе их решения и не проявляют инициативы. С точки зрения психологии такое поведение сотрудника может быть связано с предыдущим негативным опытом работы, связанным с ошибками руководства.
Конформисты
Подчиненные-конформисты принимают активное участие в деятельности внутри организации, не обладая при этом критическим мышлением. Это означает, что сотрудники такого типа во всем поддерживают руководство компании, выполняя данные им поручения и не размышляя над их полезностью и эффективностью. Деятельность сотрудников-конформистов всегда нацелена на поддержку организации и ее менеджмента, даже если это не приносит реальной пользы и не способствует достижению организационных целей. Сотрудники такого типа всеми силами стремятся избежать конфликтов, а потому соглашаются со всеми решениями других, вышестоящих руководителей.
Появление сотрудников-конформистов часто вызвано авторитарным стилем руководства в компании, при котором руководитель или менеджмент не приемлет инициативы от сотрудников и ценит исключительно их исполнительность.
Пассивные подчиненные
Пассивные сотрудники компании не обладают критическим мышлением и не проявляют инициативы. Их действия нельзя назвать активными, они стремятся избежать любой ответственности. Вся деятельность таких сотрудников сводится к выполнению приказов в условиях жесткого контроля руководства. Пассивное подчинение также часто является результатом определенного поведения лидера, которое поощряет отсутствие инициативы или наказывает ее существование.
Эффективные подчиненные
Эффективные подчиненные активны и обладают критическим мышлением, на базе результатов которого они и строят свою деятельность. Такие сотрудники не избегают рисков и конфликтов, имеют свое мнение о деятельности организации и строят взаимоотношения, основываясь на нем. Именно эти сотрудники могут вступить в спор с руководством, инициируя инновации и изменения в деятельности компании. Вся деятельность эффективных сотрудников нацелена на максимизацию своей пользы для компании.
Прагматики
Прагматичные сотрудники компании представляют собой комбинацию всех остальных стилей поведения подчиненных в организации и проявляют различные качества в зависимости от ситуации. Такие сотрудники применяют стиль поведения, который в конкретных условиях ведет к наименьшим рискам и наибольшим выгодам.
Чаще всего прагматичное поведение проявляется в ситуациях, когда все сотрудники организации вынуждены действовать каким-либо образом, чтобы преодолеть возникшие проблемы и трудности.