Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Поведение менеджера в организации

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Поведение менеджера в организации

Принято выделять четыре основных модели поведения менеджера в организации:

  1. автократическую,
  2. патерналистскую,
  3. поддерживающую,
  4. коллегиальную.

Каждая из перечисленных моделей имеет положительные и отрицательные черты, и выбор той или иной модели поведения зависит от ситуационных факторов.

Автократическая модель

В основе автократической модели поведения менеджера в организации лежит власть. Менеджер-автократ основывает свою власть на формальной базе – официальных полномочиях, которые позволяют ему отдавать приказы своим подчиненным. В рамках автократической модели поведения основной задачей менеджера является принуждение подчиненных к работе и контроль их труда. Автократическая модель предполагает, что менеджер обладает абсолютными знаниями и может с их помощью принимать решения единолично.

Сотрудники-подчиненные менеджера-автократа вынуждены исполнять его поручения и поставленные им задачи, не проявляя инициативы. Такой вид подчинения не способствует повышению производительности труда и может привести к внутреннему недовольству в коллективе, обусловленному психологическими факторами. Подчиненные могут испытывать негативные эмоции, но не могут их высказать, вследствие чего развивается отрицательное отношение к менеджменту и даже агрессия.

Замечание 1

Применение автократической модели менеджмента целесообразно в ситуации, когда подчиненные представляют собой низкоквалифицированную рабочую силу, выполняющую соответствующие виды труда. Менеджер-автократ может также результативно действовать в условиях, когда необходимо быстро принимать решения. Применение автократической модели менеджмента вне указанных ситуаций приводит к негативным последствиям для сотрудников и организации в целом – снижается производительность труда и ухудшается атмосфера в коллективе.

Патерналистская модель

Патерналистская модель поведения базируется на потребности сотрудников компании в безопасности. В ее основе лежит материальное поощрение и обеспечение комфортных условий труда для подчиненных. Патерналистский менеджмент направлен на удовлетворение материальных и нематериальных нужд сотрудников с целью усиления их зависимости от организации.

Пример 1

Примером патерналистского менеджмента является предоставление сотрудникам различных услуг и льгот на безвозмездной основе – спортивных, оздоровительных, а также дополнительных отпусков по семейным обстоятельствам и т.п.

Патерналистская модель поведения менеджера позволяет снизить уровень текучести кадров в организации за счет обеспечения комфортных условий существования сотрудников. Однако, в рамках этой модели размер заработной платы, компенсаций и бонусов часто не зависит от личных успехов и усилий конкретного сотрудника, что может привести к снижению производительности из-за отсутствия мотивации.

Сотрудники под руководством менеджера-патерналиста не стремятся к развитию и самосовершенствованию, так как они уже чувствуют себя обеспеченными всем необходимым и желаемым. Такую модель поведения менеджер может использовать для сотрудников, не обладающих амбициями и не стремящихся к карьерному росту.

Поддерживающая модель

В основе поддерживающей модели поведения менеджера лежит принцип поддерживающих взаимоотношений, впервые сформулированный Р. Ликертом. Сущность данного принципа заключается в том, что каждый член коллектива (организации) должен ощущать поддержку, которая помогает ему сохранить чувство значимости и собственного достоинства в случае возникновения сложной ситуации. Эту поддержку обеспечивает менеджмент.

Поддерживающая модель поведения менеджера основывается не на материальном вознаграждении или формальной власти, а на харизматическом лидерстве, которое способствует созданию благоприятного для сотрудников климата в организации. В рамках поддерживающей модели менеджер сотрудничает со своими подчиненными, вовлекая их в деятельность по достижению общей цели.

Коллегиальная модель

Коллегиальная модель поведения менеджера является развитием поддерживающей модели, в рамках которой партнерские отношения подчиненных и менеджера переходят на новый уровень. В основе коллегиального менеджмента лежит чувство партнерства, благодаря которому у сотрудников создается ощущение своей полезности и равноправия по отношению к другим сотрудникам и к менеджменту. Менеджер в данной модели воспринимается не как руководитель, а как партнер и полноправный член коллектива.

Коллегиальная модель поведения менеджеров наиболее часто встречается в организациях, где сотрудники занимаются творческим, интеллектуальным трудом, так как именно она предоставляет подчиненным максимальную свободу действий. Менеджер в данной ситуации представляет собой тренера команды, в обязанности которого не входит контроль за деятельностью подчиненных.