Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Организационное поведение руководителя

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Организационное поведение руководителя

Модели организационного поведения руководителя

Определение 1

Организационное поведение руководителя – это комплексное выражение присущего менеджеру стиля управления, определяемого его личностными чертами и сложившейся ситуацией.

Каждая модель организационного поведения, которую может выбрать менеджер, по-своему воздействует на поведение исполнителей (подчиненных). Профессиональный менеджер способен адекватно выбрать модель поведения исходя из стоящих перед ним задач, квалификации и образования исполнителей, условий работы и т.д.

Организационное поведение руководителя выступает одним из значимых факторов организационного поведения персонала (как в личностном, так и в групповом аспекте). Именно то, как ведет себя руководитель, в значительной степени определяет мотивированность сотрудников на достижение стоящих перед компанией целей, заинтересованность в повышении эффективности своего труда, максимальном приложении усилий в трудовом процессе.

Хотя поведение каждого конкретного руководителя имеет индивидуальные особенности, выделяют четыре базовых модели – шаблона поведения, имеющих ярко выраженные характерные отличия:

  • автократическая,
  • патерналистская,
  • поддерживающая,
  • коллегиальная.

Автократическая модель организационного поведения руководителя

В основе автократической модели организационного поведения руководителя лежит власть. Приоритетным каналом взаимодействия между менеджером и подчиненными служат официальные, формальные полномочия, базирующиеся на праве отдавать приказы. Для руководителя в этой модели характерны:

  • уверенность в абсолютности своих знаний и обязанности подчиненных беспрекословно подчиняться распоряжениям,
  • признание основной задачей руководителя направление и принуждение сотрудников,
  • стремление осуществлять жесткий контроль за трудовым процессом.

Такие руководители утверждают, что единственное, что требуется от подчиненного – четко выполнять распоряжения, поскольку это является их основной обязанностью, тем, за что они получают зарплату. Сами работники ориентированы на подчинение, что порождает психологическую зависимость: начальник может задавать темп и объем работы, увольнять и применять различные штрафные санкции. Производительность труда в этой модели обычно невысока.

Готовые работы на аналогичную тему

Целесообразно применение автократической модели в следующих условиях:

  • требуется быстрое принятие и безоговорочное исполнение решений (военная сфера, работа в условиях высокого риска, экстремальных условиях),
  • выполнение действий неквалифицированной рабочей силой.

В других случаях автократическая модель приводит к снижению лояльности персонала и низкой производительности.

Патерналистская модель организационного поведения руководителя

В основе патерналистской модели организационного поведения руководителя лежат позитивные мотиваторы:

  • материальные поощрения,
  • безопасность,
  • зависимость сотрудников от организации.

Патерналистская модель предполагает, что происходит должное удовлетворение физических потребностей работников, а ключевым мотивирующим фактором выступает удовлетворение потребности в безопасности. Это способствует возникновению зависимости сотрудника от организации (а не от непосредственного начальника).

Патерналистская модель может реализовываться через разные программы:

  • возможность бесплатных занятий спортом,
  • проведение психологических семинаров,
  • организация мастер-классов и курсов (в сферах, не связанных с профессией),
  • предоставление дополнительных выходных дней и отпусков (например, 1 сентября для тех работников, дети которых посещают школу).

Такое расширение социального пакета снижает текучесть кадров, уменьшает затраты на подбор, отбор и адаптацию новых работников. Сотрудники не хотят уходить от работодателя-«опекуна».

Недостатком патерналистской модели является снижение мотивации у лучших работников. Это связано с тем, что заработная плата практически не зависит от личных успехов. Даже промахи могут быть «прощены». Сотрудники удовлетворяются текущими условиями, у них нет желания развивать способности, перенапрягаться.

В целом такая модель хорошо работает с неамбициозными сотрудниками, довольствующимися стабильным средним статусом. В условиях свойственной России низкой дисциплины производительность труда при применении этой модели обычно снижается со временем.

Поддерживающая и коллегиальная модели организационного поведения руководителя

В поддерживающей модели управление и другие организационные процессы должны обеспечивать максимальную вероятность того, что при всех взаимосвязях с организацией каждый ее член, обладающий собственным опытом, значимостью, ожиданиями, ощущает поддерживающий подход, вызывающий и помогающий сохранить чувство собственного достоинства и значимости.

В основе этой модели лежат не деньги или власть, а лидерство или руководство, способствующее созданию атмосферы, в которой способности работников максимально используются в интересах организации, а сами работники постоянно развиваются. Руководитель ориентируется на поддержание усилий подчиненных, а не просто выплату премий или предоставление льгот за лояльность.

Развитием поддерживающей модели является коллегиальная модель. В ней возникают партнерские отношения между объединившимися в группу людьми, имеющими общую цель. Такая модель хороша в организациях с творческим отношением работников к своим обязанностям. Каждый человек ощущает свою полезность и необходимость, видит, что менеджеры тоже вносят вклад в достижение общей цели, с уважением относится к выполняемым коллегами и начальством ролям. Управление такой организацией ориентировано на командную работу, к руководителю относятся как к тренеру, который создает команду-победительницу. У сотрудника возникает внутренняя потребность выполнять работу максимально качественно (а не под угрозой наказания или лишения премии).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис