Сущность коммуникации
Коммуникациям отводится важное место в организации по причине их огромного влияния на индивида и группы. Сложность коммуникационного процесса определяется наличием нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых этапов, необходимых для того, чтобы мысли одного индивида были понятны другим.
Коммуникации – это процесс передачи информации от одного человека к другому, важный способ доведения идей, мыслей, фактов, ценностей индивида до остальных людей.
Целью коммуникации является точное понимание принимающей стороной отправленного сообщения. Участие в коммуникации всегда принимают, как минимум, два лица: отправитель и получатель.
Отправитель – это индивид (сотрудник), который имеет конкретные намерения, идеи и цель коммуникации. Получателем является индивид, который воспринимает сообщение получателя.
В этом проявляется двусторонний характер коммуникативного процесса, представляющего собой способ достижения получателя сообщения отправителя.
Этапы коммуникационного процесса
- Зарождение идеи, которая должна быть передана получателю отправителем.
- Кодирование – шифрование идеи через подходящие слова, диаграммы, другие символы, используемые для передачи информации.
- Непосредственно передача сообщения.
- Получение - восприятие сообщения получателем.
- Раскодирование сообщения.
- Принятие или отвержение сообщения получателем.
- Использование полученной информации. Это может быть выполнение задачи, сохранение информации или иные действия. Данный шаг можно назвать решающим в коммуникации и ответственность за его реализацию лежит на адресате.
- Обратная связь –реакция на полученную информацию.
Формы коммуникаций в организации
Коммуникации в организации могут классифицированы ряду параметров:
- По субъекту и средству коммуникаций: межличностные коммуникации или коммуникации посредством информационных технологий или технических средств.
- По форме общения коммуникации могут быть верюальными и невербальными.
- По каналу общения: формальные и неформальные коммуникации.
- По организационному признаку коммуникация может быть вертикальной, горизонтальной, диагональной.
- По направлению общения коммуникации могут быть нисходящими и восходящими.
Коммуникативные барьеры
В случае, когда получатель сообщение получает и пытается провести его декодировку, помешать пониманию могут различные помехи или барьеры, возникающие не только в физическом окружении, но и в эмоциональной сфере. Помеха может сделать коммуникацию невозможной: через нее может «просочиться» лишь часть информации или же получатель неверно интерпретирует суть сообщения.
Коммуникативный барьер – это коммуникативная помеха, препятствие, любое вмешательство в процесс коммуникации различных его участках, искажающих смысл сообщения.
Можно выделить несколько видов таких барьеров:
- Личностный барьер – это коммуникативная помеха, порождаемая эмоциями человека, его системой ценностей или неумением выслушать собеседника. Зачастую они могут возникнуть из-за разницы в образовании, поле, расовой принадлежности, социальном статусе.
- Физический барьер – это коммуникативная помеха, возникающая в материальной сфере коммуникаций. Это может быть неожиданно появившийся шум, заглушающий голос собеседника, расстояние между людьми, стена или статическая помеха.
- Семантический барьер представляет собой коммуникативную помеху, возникающую из-за неверного толкования значения используемых в коммуникациях символов.
- Языковой барьер – коммуникативный барьер, возникающий по причине языковых различий между отправителем и получателем.
- Организационный барьер – коммуникационная помеха, обусловленная характеристиками самой организации: количество звеньев, взаимосвязи между ними, распределение обязанностей и прав, ответственности и т.п.
- Культурный барьер – коммуникативная помеха, возникающая из-за культурных различий между отправителем и получателем, незнания национальных традиций, обычаев, норм, системы ценностей и т.п.