Традиционное понимание классического направления менеджмента подразумевает выделение трех самостоятельных школ: школы научного менеджмента, административной школы и школы бюрократических организаций. Все они объединены рациональным подходом к изучению управления, который рассматривает организацию как эффективно действующий механизм.
Школа научного менеджмента
Основатель школы научного управления – Ф. Тейлор, по мнению которого управление, будучи особой функцией, включает ряд принципов, применимым к различным типам социальной деятельности.
Основными принципами научного менеджментами можно назвать:
- Научный анализ каждого вида трудовой деятельности.
- Подбор, обучение и тренировка менеджеров и рабочих с учетом научно обоснованных критериев.
- Тесное сотрудничество администрации и рабочих.
- Справедливое и равномерное разделение обязанностей.
При этом сторонники этой школы подчеркивают важность специализации труда на управленческом и исполнительном уровнях. Создана система дифференцированной оплаты, которая основана на том, что заработная плата рабочих рассчитывалась, исходя из их выработки. Ключевое значение имела система сдельных ставок оплаты труда: рабочие, которые производят продукции выше стандартного норматива, должны получать сдельную ставку выше, чем те, кто норму не вырабатывает.
Основной побудительный фактор персонала - возможность заработать деньги посредством увеличения производительности труда.
Тейлор считал, что управление должно быть системой, которая основана на научном подходе и которая включает специально разработанные методы и мероприятия. Нормированию и стандартизации подлежит не только техника производства, но и организация труда, управление.
Особое место в школе научно менеджмента занимает «человеческий фактор» - самый нижний уровень организации. Человек - это фактор производства, механический исполнитель предписанных ему инструкций для достижения общеорганизационных целей.
Административная школа
Родоначальник административной школы – А. Файоль, которому принадлежит заслуга разработки универсальных управленческих принципов, гарантирующих успех любой организации при их соблюдении.
Основные принципы управления:
- Специализация труда для более эффективного использования управленческого и исполнительского труда.
- Эффективное средство установление дисциплины - это личный пример руководителя.
- Через единоначалие обеспечивается единство мнений, действий и распорядительства.
- Деятельность, имеющая одинаковую цель, должна иметь только одного руководителя.
- Взаимосвязь власти и ответственности.
- Частные интересы должны быть подчинены общим.
- Справедливая и понятная система вознаграждения.
- Персонал должен осознавать стабильность своего рабочего места.
- Возможность проявления инициативы на всех уровнях управления.
- Порядок в организации всех процессов.
- Уважительное и справедливое отношение руководства к подчиненным.
- Степень рассредоточения или концентрации зависит от специфики сложившихся обстоятельств.
- Развитие корпоративной культуры.
Принципы административной школы являются гибкими, их применение зависит от сложившейся ситуации.
Концепция бюрократических организаций
Концепция бюрократических организаций М. Вебера предполагает изучение организации как единого целого. Предложенная в рамках данной концепции «бюрократия» характеризовалась такими принципами, как:
- чёткое определение полномочий и ответственности персонала;
- иерархическая структура должностей в зависимости от формальных полномочий;
- подбор и продвижение работников осуществляются в зависимости от их квалификации;
- каждый административный акт оформляется в письменной форме для обеспечения преемственности;
- менеджер – это не собственник организации;
- работа менеджера основана на соблюдении правил и процедур, что является гарантией надёжности и предсказуемости их поведения;
- правила считаются безличными и в одинаковой степени относятся к каждому работнику.