Понятие делового имиджа организации
Современный потребитель занимает активную позицию в процессе совершения различных покупок – он постоянно получает различную информацию из множества источников, анализирует ее, ищет и изучает необходимые ему продукты, осведомлен о рыночных новинках. Вкупе с высоким уровнем конкуренции между производителями и продавцами продуктов и услуг на практически всех рынках это приводит к необходимости для компании искать способ отличить себя от конкурентов.
Организационная репутация и деловой имидж компании является сложно копируемым конкурентным преимуществом, позволяющим обеспечить конкурентоспособность и рыночный успех в долгосрочной перспективе.
Деловой имидж организации – это образ компании, который складывается в глазах потребителей с учетом множества различных факторов, включая субъективные суждения и неофициальную информацию.
Деловой имидж в течение долгого периода времени находился вне поля зрения менеджмента российских компаний – не применялись специальные меры, направленные на его формирование и поддержание, не проводились имиджевые мероприятия. Политическая ситуация в стране не способствовала развитию инструментария управления имиджем компании. Имиджевые мероприятия зарубежных компаний в СССР рассматривались как рекламное явление и идеологический феномен, буржуазный псевдоидеал.
Построение имиджа
Построение делового имиджа компании – деятельность по разработке, планированию и реализации мероприятий, нацеленных на формирование элементов имиджа.
Построение имиджа организации в настоящее время является неотъемлемой частью маркетинговой деятельности любой компании. Именно с помощью имиджа компании могут выстроить маркетинговую стратегию, отличающую их в глазах потребителей от конкурентов.
Деловой имидж организации – сложный и многогранный феномен, построение которого следует тщательно планировать, прогнозируя результаты имиджевых мероприятий. С помощью имиджевого планирования решается следующий ряд задач:
- Повышение уровня компетентности сотрудников компании;
- Улучшение взаимоотношений с покупателями и потребителями;
- Создание имиджа успешной во всех отношениях организации;
- Создание эмоциональной взаимосвязи с покупателями.
При планировании имиджевых мерпориятий менеджмент компании должен принимать во внимание текущую ситуацию внутри компании и в ее внешней среде. Необходимо выявить проблемы, связанные с внутренним и внешним организационным имиджем, путем проведения интервью с сотрудниками компании, опросов потребителей и партнеров.
С помощью этих и других инструментов маркетинговых исследований возможно также проанализировать изменение восприятия имиджа компании после проведения каких-либо мероприятий. Планирование имиджа компании необходимо осуществлять с учетом мнения различных групп стейкхолдеров компании.
Оценка делового имиджа организации
Оценка делового имиджа компании представляет собой сложный комплексный процесс, не имеющий единого определенного подхода. Специалисты разработали несколько различных количественных и качественных подходов к оценке стоимости имиджа компании, но выбор метода зависит от конкретной ситуации и компании, а также от предпочтений оценивающего.
Оценка делового имиджа российских компаний осложняется не только отсутствием единой методологической базы, но и страновой спецификой. Внешняя среда деятельности российского бизнеса не способствует развитию взаимоотношений между компанией и ее стейкхолдерами.