Методы анализа внешнего имиджа
Внешний имидж организации связан с восприятием компании внешней аудиторией.
Для анализа внешнего имиджа организации используются количественные и качественные методы.
Среди качественных методов наиболее популярны:
- фокусированное групповое интервью (фокус-группа).
- индивидуальное слабоструктурированное (глубинное) интервью.
Цель качественных методов анализа имиджа - выявить глубинные, неосознаваемые характеристики в сознании индивидов. Обычно использование качественных методов оправдано на первоначальной стадии анализа, поскольку они создают описательную шкалу и базу для проведения в дальнейшем количественной оценки. Качественные методы нужны в тех случаях, когда исследователь не имеет гипотезы или не обладает никакими изначальными данными об объекте.
Количественные методы анализа имиджа представлены интервью и анкетированием, они используются для оценки степени значимости для потребителей различных качественных характеристик.
С помощью количественных методов анализа имиджа получить данные относительно:
- ассоциативного профиля (товаров или услуг фирмы);
- превалирующих характеристик ассоциативного восприятии объекта;
- динамики показателей и факторов имиджа;
- мотивации выбора (товара, услуги, фирмы) или стимульных ситуаций;
- позиционирования исследуемого объекта.
Еще одним методом, позволяющим оценить внешний имидж фирмы, является анализ публикаций СМИ или вторичной информации.
Методы анализа внутреннего имиджа
В процессе исследовании имиджа конкретной организации следует понимать, что само понятие имиджа является довольно сложным и многосторонним.
Внутренний имидж организации подразумевает анализ таких его составляющих, как:
- имидж руководителя и его стиля управления;
- психологический климат в организации;
- корпоративная культура.
Проанализировать имидж руководителя можно с помощью психодиагностических методик, позволяющих оценить личность менеджера и средства самоанализа, и через мнение его подчиненных.
Коллектив, являющийся высокоразвитой малой группой людей, отношения в которой построены на положительных моральных нормах, имеет повышенную эффективность в работе. Степень эффективности работы коллектива определяется во многом его социально-психологическим климатом.
Условия, в которых члены рабочей группы взаимодействуют друг с другом, воздействуют на успех их совместной деятельности, удовлетворенность результатами и самими процессом труда. Среди таких условий санитарно-гигиенические характеристики рабочего места, режим температуры, влажности, освещенности, просторность помещений, удобство организации рабочего пространства. Большое значение отводится также характеру взаимоотношений внутри группы, доминирующие в ней настроения.
Благоприятный психологический климат характеризуется оптимизмом, радостью общения, доверием, чувством защищенности, комфорта и безопасности, взаимной поддержкой, сотрудники не бояться сурового наказания за малейшие ошибки и просчеты. Неблагоприятный психологический климат можно описать пессимизмом, раздражительностью, скукой, высокой напряженностью и конфликтностью отношений внутри группы, неуверенностью, боязнью ошибиться.
Для анализа имиджа организации важно изучать все его элементы, используя разные методики. Выбор того или иного метода анализа имиджа зависит от типа исследуемых факторов: для изучения внутреннего имиджа организации целесообразно использовать психологические методы, а для изучения внешнего имиджа – маркетинговые качественные и количественные методы.