Взаимосвязь оргструктуры и целей компании
Каждая компания зависит от внешней среды, в которой она осуществляет свою рыночную деятельность, и различных внутренних факторов. Организационная структура является выражением совокупности внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на организационные цели, и представляет собой инструмент их достижения.
В зависимости от специфики деятельности организации и особенностей внешней среды, а также организационной миссии, каждая компания устанавливает цели индивидуально. Цели в различных компаниях отличаются как содержательно, так и количественно, что оказывает влияние на выбор организационной структуры.
Области интересов организации
Выделяют четыре ключевых области интересов организаций, которые оказывают влияние на постановку корпоративных целей и, как следствие, на функции организационной структуры, которая позволяет эти цели эффективно реализовать:
- Доходы компании;
- Удовлетворение нужд потребителей;
- Благосостояние сотрудников;
- Социальная ответственность.
В рамках этих областей каждая компания выбирает ряд параметров, отражающих корпоративные цели, и строит в соответствии с ними свою организационную структуру.
В качестве целевых параметров компании могут устанавливать: прибыльность, долю рынка, производительность ресурсов, инновационность (обновление технологий производства продукции), взаимоотношения с покупателями или сотрудниками, социальные изменения и повышение общественного благосостояния.
Цели организационной структуры управления
Организационная структура компании должна в первую очередь способствовать ее росту и развитию. При этом организационный рост должен носить характер качественных изменений, то есть цели развития организации должны рассматривать соотношение изменения объема продаж и прибыльности компании, а также быть сравнимыми с соответствующими отраслевыми показателями. Можно выделить несколько целей роста компании, реализуемых с помощью организационной структуры:
- Цель быстрого роста – привлекательность данной цели компенсируется ее сложностью. Для управления быстро растущей компанией должна существовать организационная структура, которая позволяет анализировать рыночные возможности и оперативно реагировать на их изменения, а также концентрировать организационные усилия на наиболее перспективных для развития сегментах рынка и эффективно использовать имеющиеся в распоряжении компании ресурсы.
- Цель стабильного роста предполагает развитие компании, соответствующее отраслевым показателям развития. В рамках этой цели действия компании направлены на сохранение статус-кво в виде неизменной доли рынка или уровня прибыли. Налаженная организационная структура позволяет обеспечить стабильность деятельности организации, снижая затраты на переналадку бизнес-процессов и внутренние транзакционные издержки.
- Цель сокращения – устанавливается компанией в условиях более медленного роста по отношению к отрасли в целом либо в порядке ликвидации организации. Выход с рынка является сложным процессом, в рамках которого организационная структура компании помогает обеспечить наиболее рациональные действия и сохранить наибольшее количество активов, способствуя снижению соответствующих затрат.
Любая управленческая деятельность нацелена на реализацию некоторого ряда функций, которые представляют собой обособленные и специализированные области менеджмента организации. Содержание каждой функции определяется набором бизнес-процессов, осуществляемых в ее пределах. Для эффективной реализации каждая управленческая функция должна иметь строго определенное содержание, процесс ее осуществления и структуру, которая способствует обособлению и проведению в жизни данного процесса.