Сущность и значение фирменного стиля в деятельности компании
Одним из направлений маркетинговых коммуникаций считается формирование фирменного стиля. Некоторые специалисты используют термин «брендинг» для обозначения этого понятия. Отождествлять их не рекомендуют, но оба понятия тесно связаны между собой. Фирменный стиль является одним из инструментов создания бренда и одновременно - элементом брендинга.
В теории и практике отмечают достаточное количество определений фирменного или корпоративного стиля. Но чтобы разобраться в сути этого понятия, необходимо рассмотреть широкое и узкое понимание фирменного стиля.
Достаточно большое количество предприятий ограничиваются обычно понятиями в узком понимании, чтобы не усложнять. Под фирменным стилем подразумевается комплекс из товарного знака, цветового и графического оформления деловой документации.
В широком понимании корпоративный стиль- это применение единых стандартов оформления, цветовой гаммы и образов для всех рекламных носителей, а также деловых бумаг, фирменной одежды сотрудников и других элементов.
Фирменный стиль включает в себя:
- основную идею;
- логотип;
- фирменные цвета;
- фирменные шрифты.
Все эти компоненты позволяют идентифицировать товары фирмы между собой и выделять их среди аналогичных товаров конкурентов. Чтобы не затеряться среди однотипных фирм, предприятие обязано разработать хотя бы минимальный набор компонентов фирменного стиля.
Основными преимуществами фирменной символики считаются:
- ориентация в огромном количестве информации и возможность определить необходимый товар или услугу;
- выход на рынок с минимальными расходами на рекламу;
- повышение эффективности рекламной деятельности;
- обеспечение единства во всех средствах маркетинговых коммуникаций;
- объединение персонала и поднятие корпоративного духа за счет причастности к общему делу.
В итоге, суть фирменного стиля состоит в том, что он является главным инструментом формирования благоприятного имиджа компании и образа ее марки.
Цели формирования фирменной символики
Фирменный стиль — это средство формирования репутации компании, совокупность графических, цветовых, звуковых и видео приемов. Основная задача фирменного стиля — повысить запоминаемость компании потребителями, противопоставить свою продукцию товарам конкурентов.
Уже узнаваемые компоненты фирменной символики фирмы позволяют быстро вести новый товар на рынок. Постоянные клиенты обращают внимание на логотип или товарный знак и приобретают новинку. Ранее приобретенные товары полностью удовлетворяют потребности и желания потребителей, и они подсознательно совершают покупки и новой продукции этой компании. Основным плюсом является и экономия средств на продвижении нового товара.
Различают две фундаментальные цели фирменного стиля: выделение из массы конкурентов и формирование образа компании.
Главным результатом работы фирменного стиля является максимальное привлечение внимания потребителей. Это происходит благодаря появлению ассоциации в сознании клиентов. Они помогают в выборе необходимого товара среди конкурирующих аналогов. Потребители обычно ищут нужную продукцию на полках магазинах по упаковке, цвету или знакомому логотипу, т.е. по элементам фирменной символики.
Факт наличия корпоративного стиля косвенно свидетельствует о высоком качестве товаров или оказываемых услуг. Это способствует возникновению благоприятного отношения и доверия к компании среди клиентов, партнеров, поставщиков и других представителей общественности. Одно упоминание торговой марки или бренда вызывает положительные ассоциации и уверенность в надежности и превосходстве этой продукции (Apple, Mersedes, Porche и др.).
Фирменный стиль необходим и для придания солидности компании. Для этого разрабатываются такие компоненты фирменного стиля как фирменные бланки деловой документации, визитки, сувенирная продукция, фирменная одежда или отдельные ее элементы. Это способствует моделированию образа компании в сознании ее клиентов и партнеров, а также повышает репутацию на рынке.
Не смотря на то, что разработка успешного фирменного стиля – недешевый проект, организации инвестируют в свой имидж на долгосрочную перспективу.
Роль фирменного стиля в формировании успешного бренда
Фирменный стиль – это инструмент отражения индивидуальности бренда, способ формирования его имиджа и носитель информации. Все элементы айдентики потребители видят в рекламе, находят на упаковке, тем самым помогают идентифицировать бренд среди других марок.
Создание фирменного стиля происходит на самом первом этапе разработки бренда, который, по сути, является носителем определенного стиля. Графические и изобразительные элементы фирменной символики – это главные компоненты бренда. Видя какой-нибудь логотип в рекламе, в магазинах и на других различных носителях, в сознании потребителя возникает ассоциация с определенным товаром, услугой или компанией. Именно запоминание – это основная функция бренда, которую реализуется через грамотно сформированный фирменный стиль.
Для повышения внимания, интереса и степени узнаваемости бренда элементы айдентики следует распространять через различные носители. Особой популярностью и эффективностью пользуются фирменные сувениры для партнеров и клиентов компании. Визуализация компонентов фирменного стиля на кружках, ручках или календарях вызывают эмоциональный отклик, положительный посыл и повышает статус предприятия в глазах общественности.
Для создания успешного и сильного бренда необходимы следующие элементы фирменного стиля:
- название;
- логотип;
- слоган.
Эти компоненты в совокупности четко отличают компанию от других, отражают ее позицию на рынке и передает основные ценности. Разработка фирменного стиля требует тщательной и грамотной проработки, чтобы целевая аудитория лучше определяла информацию, заложенную в образ бренда.