Модель управления бережливым производством
Бережливое производство – это система управления, которая включает в себя ряд ключевых аспектов:
- стратегический (внедрение идеологии бережливого производства, работа над постоянным совершенствованием);
- интеллектуальный (использование командной работы, поощрение рацпредложений);
- производственный (сокращение потерь, активизация открытого обмена информацией);
- ресурсный (полная концентрация на потребностях заказчика, система эффективного управления ресурсами).
Модель управления бережливым производством включает в себя основные подсистемы бережливого производства, без которых собственно организация этого процесса немыслима. Она воплощается в системах стратегического управления предприятием, управления персоналом, работы с партнерами и предполагает активизацию организационных факторов «бережливого производства» в организациях– партнерах, постоянное совершенствование и обучение.
Вовлечение персонала в управление бережливым производством
В основе концепции бережливого производства - персональная ответственность за работу, именно это стимулирует сильное стремление к достижению высокого качества через постоянное развитие работников и процессов. Поэтому важно, чтобы в данный постоянный процесс совершенствования был вовлечен весь персонал.
Технология вовлечения персонала и идея уважения к человеку заложена в основе философии бережливого производства.
Так, в Японии сотрудники получают премии за разработку и внедрение предложений в части улучшения качества рабочего места или совершенствования рабочих процессов. Даже небольшое предложение обязательно отмечается — в форме благодарности на стене почета от имени руководителя, а также в форме выражения благодарности на встречах и совещаниях. Если новшество помогло существенно снизить издержки или сэкономить средства, менеджмент обычно не скупится и выплачивает значительное вознаграждение. В отечественной практике даже те рацпредложения, которые принесли солидную выгоду предприятию, не становятся поводом для справедливого вознаграждения и благодарности сотрудника.
Важная технология вовлечения персонала – это методика хосин- канри, которая является, по сути, концепцией циклического планирования и менеджмента. На практике эта концепция нашла применение на двух уровнях:
- Уровень стратегического планирования – это те ключевые долгосрочные цели деятельности предприятия, которые систематически планируются на период 2 - 5 лет с незначительными изменениями. Эти цели ориентированы на достижение значимых улучшений эффективности, внедрение существенных изменений в организации работы.
- Ежедневный уровень это те каждодневные операции, которые создают добавленную стоимость в рамках основных бизнесов-процессо и реализуют цели организации.
Проблемы эффективного управления промышленным предприятием
Условно все проблемы, возникающие в системе управления бережливым производством можно разделить на проблемы внедрения методов и инструментов бережливого производства и собственно управленческие проблемы.
Управленческие проблемы, как правило, могут быть связаны с проблемами руководящего состава и с проблемами системы управления в целом.
Среди проблем руководящего состава можно назвать:
- отсутствие должной теоретической подготовки или некомпетентность менеджмента;
- склонность руководства к административному и репрессивному стилю менеджмента;
- слабая заинтересованность руководства в повышении эффективности работы предприятия в целом.
К проблемам системы управления относят:
- низкая согласованность системы управления;
- отсутствие как таковой стратегической цели;
- нерациональная организация процессов;
- низкая мотивация персонала;
- размытые границы полномочий и ответственности;
- наличие барьеров между подразделениями.