Сущность кайдзен
Кайдзен – философская и теоретическая концепция управления, состоящая в непрерывном улучшении бизнес-процессов организации и различных аспектов ее деятельности с целью получения конкурентного преимущества.
Идея концепции кайдзен заключается в непрерывном улучшении всех организационных функций от производства до управления. Кайдзен лежит в основе концепции всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Основной целью кайдзен является изменение к лучшему путем реализации различных мероприятий по снижению уровня потерь в организации. Концепция также включает в себя инновационную деятельность и стремление соответствовать новейшим стандартам.
Кайдзен в практике менеджмента часто называют непрерывным процессом совершенствования (изменения) – НПУ или CIP (continuous improvement process).
Рисунок ниже представляет собой иллюстрацию набора методов и инструментов, которые применяются в рамках концепции кайдзен в организации:
Развитие идеи кайдзен
Концепция кайдзен, или непрерывного усовершенствования, была впервые применена в Японии. В рамках восстановления экономики после Второй Мировой Войны компании были вынуждены искать новые и эффективные методы улучшения производства, что способствовало появлению идеи кайдзен.
Наиболее известным примером применения кайдзен в производстве является японская автомобильная компания Toyota Motors.
Наиболее полно идеи концепции кайдзен как непрерывного процесса организационного улучшения изложены в работе Масааки Имана, которая была издана в Англии в 1986 году. Ключевыми положениями этой книги можно считать следующие:
- Кайдзен основывается на том, что организаций без проблем не существует, и направлен на создание культуры труда, в рамках которой каждый из сотрудников отвечает за отсутствие проблемы, а не за ее исправление;
- Применение кайдзен предполагает, что ключевая цель менеджмента организации, которая заключается в максимизации прибыли, должна реализоваться через удовлетворение потребительских требований;
- Кайдзен – это совершенствование с ориентацией на потребителя;
- В рамках непрерывного совершенствования вся деятельность организации должна быть нацелена на удовлетворение потребностей клиентов, как внешних, так и внутренних.
Эффективность концепции кайдзен можно оценить через уровень рационализации на предприятиях. Сравнение данного уровня показывает, что в Японии, где кайдзен в то время уже получил повсеместное распространение, в 1989 году было внедрено 83% всех предложений по рационализации производства, в то время как в Германии – лишь 40%.
Цели кайдзен
Кайдзен как непрерывный процесс улучшения организационных процессов представляет собой не просто набор методов и инструментов, но особую организационную философию, в реализации которой задействованы все сотрудники и менеджмент компании. Ответственность менеджмента компании в процессе реализации философии кайдзен имеет особое значение – именно менеджмент является гарантией успеха процесса внедрения кайдзен, так как он обеспечивает передачу своих знаний и философии сотрудникам и подает пример.
Внедрение кайдзен преследует ряд экономических и социальных целей:
- Повышение уровня качества производимой продукции;
- Повышение производительности труда;
- Сокращение потерь;
- Повышение эффективности использования производственных мощностей;
- Улучшение логистических процессов и оптимизация уровня запасов;
- Повышение гибкости организации;
- Мотивация сотрудников;
- Улучшение навыков командной работы;
- Сглаживание иерархии и повышение уровня ответственности сотрудников;
- Обеспечение непрерывности и интенсификации процессов обучения и повышения квалификации.