Сущность понятия «ключевой персонал»
Ключевой сотрудник - это работник, от результатов деятельности которого во многом зависит эффективность работы предприятия в целом. Конечно, эту зависимость нельзя назвать 100%, но поскольку ключевой персонал вносит очень большой вклад в развитие предприятия, ему в управленческих теориях уделяют особое внимание.
Принято считать, что ключевыми сотрудниками являются руководители отделом и топ-менеджеры – то есть по сути те, кто занимается управленческой деятельностью и принимает решения. Частично утверждение является верным, но все же ключевой сотрудник – это еще и тот человек, которые делает свою работу качественно и в срок, предлагает идеи по усовершенствованию производственной системы и способен взять на себя ответственность за исполнение обязательств.
Трактовки понятия «ключевой персонал» очень разнообразны. Но чаще в исследовательской и профессиональной практике обращаются к следующим определениям термина «ключевой сотрудник»:
- Это человек, на которого можно положиться в реализации сложных задач, в котором можно быть уверенным, как в самом себе;
- Это работник который хорошо ориентируется в делах компании и всегда в курсе всего происходящего;
- Это человек, имя которого на слуху, причем далеко за пределами компании;
- Это сотрудник, с которым чаще всего советуются в решении определенных задач, к его мнению прислушиваются не только другие сотрудники, но и вышестоящее руководство;
- Это сотрудник, который не боится высказать свое мнение и обосновать собственную позицию;
- Это сотрудник, с которым комфортнее работать, чем со всеми остальными членам коллектива.
Важно уметь распознавать ключевого сотрудника, ведь от него можно перенять немного полезных знаний, ориентироваться на его опыт. Ключевые сотрудники обладают ценными и востребованными навыками, и у них всегда есть выбор на рынке труда. Поэтому руководители стремятся к тому, чтобы заботиться о таких сотрудниках, предлагают им усовершенствованные условия работы. Пока ценный и полезный сотрудник работает в компании, руководители стремятся извлечь из его пребывания и деятельности массу пользы. Ключевого сотрудника могут сделать наставников в работе с новичками предприятия, стремятся задокументировать его знания и методы работы, поскольку они считаются наиболее эффективными и действенными.
Руководители иногда и сами учатся чему-то новому у ценных сотрудников. И это вовсе не признак слабости и поражения. Когда у сотрудника действительно имеется достаточный опыт, и в багаже еще несколько примечательных идей, то грамотные руководители просто обязаны взять все от работы с ним. Если ключевой сотрудник покинет свою должность, то именно руководителю придется взять на себя часть его обязанностей, а позднее обучить этим навыкам и знаниям новобранцев.
Забота руководителя о ключевых сотрудниках
Настоящие руководители направляют весь свой опыт, умения и силы на одну очень важную цель. Они хотят, чтобы каждый сотрудник способствовал процветанию предприятия, пользуясь своими знаниями и трудом. Конечно, в этом деле важную роль играет целеустремленность сотрудников и их мотивированность, но многое зависит и от самого руководителя. Заботящиеся о ключевых сотрудниках руководители вызывают доверие, и сотрудники становятся им преданны.
Всецелое доверие, стремление во всем помогать руководителю, ориентация на делегирование обязанностей и способность работать сверх указанного мнения очень выделяют ключевых сотрудников из общего числа. На первом месте у таких сотрудников – ценности предприятия, и чтобы привить к ним любовь, руководители должны выстраивать с сотрудниками исключительно доверительные отношения. Производительность становится гораздо выше, когда сотрудники сами понимают свою ответственность, когда они хотят добровольно выводить предприятие на качественно и количественно новый уровень, потому что им нравится работать в компании, нравится стиль руководства, и они видят свои собственные перспективы для развития внутри команды.
Ключевой работник сразу выделяется, поскольку он является цельной личностью, рассматривает собственную деятельность как способ служения ближним и заботится о благе остальных сотрудников. Зачастую ключевые сотрудники приступают к руководящим должностям, и они являются действительно грамотными и заботливыми директорами и топ-менеджерами.
Руководители очень ценят выдающиеся качества сотрудников. Чтобы те не ушли в другую компанию и продолжали быть замотивированными на реализацию потребностей предприятия, руководитель предпринимает различные меры. Поощрения, тренинги, переподготовка за счет предприятия и насыщенная жизнь не только в стенах организации, но и за ее пределами демонстрирует современные взгляды руководства. На смену авторитаризму и жесткому стилю приходит партнерство, поскольку от взаимного диалога зависит то, будут ли сотрудники услышаны, и сможет ли руководитель удовлетворить все их потребности, связанные с профессиональной карьерой, продвижением и выстраиванием взаимодействий. Сотрудники верят руководителю, потому что видят его отношение к ним. А еще руководитель должен заботиться не только об отдельном сотруднике, но и об атмосфере в организации в целом. Это позволит другим людям также учиться чему-то новому, избегать конфликтных ситуаций и рассматривать ценного сотрудника в качестве своего неформального наставника. Иногда неформальное лидерство перетекает в нечто большее, и сотрудники продвигаются вверх по карьерной лестнице.
Таким образом, забота выражается в предоставлении сотруднику возможности улучшать свои профессиональные навыки, взаимодействовать с топовыми специалистами, примерять на себя руководящие роли и формировать лидерские качества.