Необходимость проектирования организационной роли возникает в случае, когда в фирме возникает задача, которая требует периодического решения. Со времени сущность организационной роли может изменяться, либо же ее выполнение перестает работников удовлетворять. В таком случае говорят о перепроектировании роли.
В настоящее время существует ряд подходов к проектированию и перепроектированию организационных ролей.
Нормирование деятельности
Нормирование деятельности - наиболее старый подход в проектировании организационной роли и связан, прежде всего, с выполняемыми операциями, используемыми для этого средствами и методами, местом и временем выполнения, результативностью деятельности. В основе этого подхода заложено нормирование труда, в ходе которого определяется время на рабочую операцию и необходимые действия для этого.
В основу роли в таком случае закладывается специализация.
Позитивными моментами данного подхода являются:
- быстрое освоение данной роли работником,
- невысокая стоимость такого проектирования,
- ориентация на потребность в персонале с низкой квалификацией и уровнем оплаты труда,
- короткий рабочий цикл, что создает основу для автоматизации деятельности,
- упрощаются процедуры отбора персонала,
- снижается потребность в контроле работы персонала, поскольку результат деятельности становится легко измеримым.
Вместе с этим, спроектированная роль способствует быстрой утомляемости работника, как является малопривлекательной.
Расширение масштабов деятельности
Расширение масштабов деятельности основывается на увеличении числа операций, выполняемых работником. К примеру, бухгалтеру поручают заниматься не только учетом, но и производить анализ. Цель данного подхода – это увеличение разнообразия роли, что определяет повышение ее привлекательности и способствует сокращению утомляемости.
Вместе с этим такой подход может восприниматься отрицательно сотрудниками, которые
- недовольны снижением в работе простоты,
- рассматривают расширение своего функционала как простое прибавление к имеющимся рутинным обязанностям, как покушение на их время, которое они могли использовать для поддержания с коллегами дружеских отношений.
По перечисленным причинам при использовании этого подхода важно уделять внимание вопросам психологической адаптации сотрудников к расширению их функционала.
Обогащение деятельности
Обогащение деятельности – это добавление к работе, выполняемой человеком, некоторых управленческих функций, повышающих ответственность его.
Это соответствует положениям основных мотивационных теорий, согласно которым работа, привлекающая человека в организации, должна описываться высокой степенью личной ответственности и возможностью достигнуть существенный и значимый результат.
Методы обогащения деятельности могут быть достаточно разными и напрямую зависят от характера выполняемой работы, однако, вместе с тем, существуют некоторые общие направления:
- Установление отношений с потребителем продукта труда работника, с которым в непосредственном контакте работник должен разрешать все возникающие проблемы у них, хотя это противоречит сложившейся практике во многих организациях, когда для работника важнее оценка начальником его труда, нежели чем потребителем. Подобные контакты позволяют человеку получить информацию о результатах своей работы через короткий промежуток времени, а у работника появляется возможность быстрее вносить в свою работу коррективы.
- Планирование собственной работы исходя из установленных организацией целей и четких временных интервалов деятельности, в рамках которых человек остается свободен в установлении графика и темпов работы.
- Создание условий, при которых человек себя чувствует как собственник рабочего процесса. Осуществляется это приближением деятельности его к моменту завершения создания организацией своего продукта. Пример таких условий - “тележечный” способ сборки автомобилей на заводе, когда бригада различных специалистов от начала до конца собирает весь автомобиль. Это всем членам бригады помогает осознать свою ответственность за конечный результат, а также ощутить значимость своей работы.
- Включение в работу элементов обучения может быть осуществлено путем периодического включения в работу элементов, для выполнения которых человек должен изучать нечто новое, что у него создает ощущение личностного роста.
- Включение в работу элементов уникальности, которые отличают работу от других аналогичных, что работнику позволяет ощущать значимость для организации и свою собственную уникальность.
Модель социотехнических систем
Модель социотехнических систем внимание концентрирует на групповой работе, когда полномочия делегируются группе, а не отдельному человеку. Ключевое направление этого подхода в таком проектировании работ, чтобы добиться более удачного взаимодействия социальной и технической систем.
Отметим, что использование этого метода при перепроектировании организационной роли представляется довольно затруднительным, так как требует перестройки системы управления предприятием в целом, но при проектировании его применение возможно.
Как правило социотехническая система включает в себя следующие элементы:
- социальную систему;
- техническую систему;
- модераторов, связывающих их.
Как часть рассматриваемой модели социальная система включает в себя:
- групповые и индивидуальные потребности;
- социально-психологический климат внутри группы;
- производственный потенциал группы, в себя включающий умения и знания членов группы, их профессионализм, способности к приобретению новых знаний и способности выполнять производственные задания автономно;
- стиль управления группой.
Зачастую именно неподготовленность социальной системы к групповой работе является барьером на пути использования описанной модели.
Техническая система в качестве составной части модели социотехнических систем включает в себя:
- тип производственного процесса (серийное, единичное, поточное) и сложность его, что может быть препятствием автономности в работе группы;
- технологические параметры (пространственно-временные характеристики, технология выполнения работы, существующая взаимозависимость между членами группы);
- физические условия выполнения работы (освещенность, температура, шум, загрязненность или чистота);
- природа используемого сырья и материалов.
Модераторы между собой связывают техническую и социальную системы посредством:
- установления цели деятельности группы на различных временных интервалах, исходя из возможности технической системы;
- выступают в качестве инициатора развития технической системы;
- распределяют функциональные и групповые роли между участниками группы;
- определяют направление развития группового потенциала;
- увязывают цели и потребности участников группы с особенностями технической системы.