Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Параметры организационной роли

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Содержание статьи

Основные параметры организационной роли, которые определяются содержанием компонентов организационной роли, это: масштаб, сложность и отношения с другими ролями.

Масштаб организационной роли

Определение

Масштаб - преимущественно количественная характеристика роли, которая определяется количеством операций или задач, выполняемых исполнителем роли.

Как известно, масштаб управляемости это количество сотрудников подчиненных непосредственно данному руководителю. Масштаб управляемости обычно рассматривают в четырех аспектах:

  • как количество управленческих связей у одного руководителя;
  • как объем контроля;
  • как оптимум или «норму управляемости»;
  • как норму разнообразия информации (рис. 1).

Понятие «масштаба управляемости» в организационной роли

Рис. 1. Понятие «масштаба управляемости» в организационной роли

Для определения масштаба управляемости применяется ситуационный подход, в основе которого - анализ факторов воздействия и факторов, отражающих характер выполняемой работы, руководителей и подчиненных, организационные особенности фирмы (рис. 2).

Факторы, влияющие на масштаб управляемости

Рис. 2. Факторы, влияющие на масштаб управляемости

Выделяют такие факторы, которые раскрывают характер работ при анализе масштаба организационной роли: схожесть, территориальная удаленность и сложность.

Среди факторов, характеризующих подчиненных и руководителей или их уровень квалификации:

  • уровень подготовки подчиненных;
  • уровень профессионализма руководителя.

Факторами, характеризующими организационные особенности, являются:

  • степень ясности в делегировании прав и ответственности;
  • степень стабильности (частота изменений) в организации;
  • степень четкости в постановке целей;
  • иерархический уровень организации;
  • степень объективности в измерении результатов работы;
  • техника коммуникации;
  • уровень потребности в личных контактах с подчиненными.

Сложность организационной роли

Определение

Сложность исполнения - это качественная характеристика роли и характеризуется, во-первых, уровнем требований к квалификации исполнителя, а во-вторых, влиянием исполнителя на жизнедеятельность организации и мерой ответственности его за деятельность организации в целом.

Именно сложность зачастую отражает неформальную сторону управления фирмой, когда люди, формально выполняющие одинаковые организационные роли, исполняют работы различной сложности. Различие в масштабах и сложности позволяет отличать одну роль от другой и определить заработную плату их исполнителей. С этой целью может быть использовано силовое поле оценки организационных ролей (рис.3).

Силовое поле оценки организационной роли

Рис.3 Силовое поле оценки организационной роли

Число градаций на силовых линиях данного поля может колебаться в пределах от двух до семи, так как человеку довольно сложно сравнивать между собой разные объекты по шкале, содержащей более 7 баллов, и зависит от количества видов организационных ролей фирмы.

Отношения с другими ролями

Отношения с другими ролями выражают содержание и количество контактов между исполнителями ролей и являются базой для формирования организационной структуры фирмы. С одной стороны, эти отношения – это производная от нормы управляемости, сплоченности коллектива и организационной культуры, с другой стороны, они определяют взаимосвязь ролей внутри фирмы.

Отношения внутри коллектива возникают между людьми как носителями определенных социальных ролей, исполнение которых от человека требует соответствия какому-либо эталону. Роль показывает, как по отношению к другим необходимо себя вести, и что можно от них ожидать. С ролью обычно связываются те или иные права, ожидания и обязанности, и индивид, их не оправдывающий, подвергается санкции, а оправдывающий — поощрениям. Различные люди зачастую имеют разные ценности, представления о тех или иных ролях и неодинаково в ней ведут себя.

Роли в коллективе делятся на «инструментальные», которые связаны с решением «производственных» задач, и «социальные», которые люди выполняют в межличностном общении. Среди «инструментальных» ролей:

  1. Координатор — обладает высокими организаторскими способностями и в силу этого становится обычно руководителем коллектива независимо от опыта и своих знаний.
  2. Генератор идей — обычно, самый талантливый и способный член коллектива, который разрабатывает варианты решения стоящих перед ним проблем, однако в силу своей пассивности и несобранности не способен их реализовать на практике.
  3. Контролер — сам не способен творчески мыслить, но в силу знаний, эрудиции, опыта может оценить любую идею должным образом, выявить сильные и слабые стороны ее, подтолкнуть других к ее совершенствованию.
  4. Шлифовальщик — имеет широкие взгляды на проблему и при необходимости поэтому умеет «увязать» решение ее с прочими задачами в коллективе.
  5. Энтузиаст — самый активный член коллектива; своим примером увлекает окружающих на реализацию поставленной цели.
  6. Искатель выгод — посредник во внешних и внутренних отношениях, который придает действиям членов коллектива определенное единство.
  7. Исполнитель — реализует добросовестно чужие идеи, но при этом нуждается в постоянном подбадривании и руководстве.
  8. Помощник — человек, лично ни к чему не стремящийся, довольствуется второй ролью, но всегда готов оказать содействие другим в жизни и работе.

Считается, что нормально функционировать коллектив будет в случае полного распределения и добросовестного исполнения перечисленных ролей.

Таким образом, повседневная жизнь в коллективе подчиняется ряду законов, среди которых особо выделяется два — закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса и закон компенсации недостатка одних способностей другими, а также навыками и опытом работы.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Владислав Александрович Андрюшин

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис