Введение
Каждый день мы общаемся с людьми, принимаем решения, совершаем поступки. Что же влияет на наше поведение?
На принятые нами решения влияет множество внешних факторов: настроение, цели, убеждения, интересы и многое другое. Но, несмотря на это, поведения человека обладает определенной предсказуемостью. Есть ситуации, в которых люди реагируют одинаково независимо от своих убеждений.
Наше поведение основывается и определяется некоторыми критериями, которые задают наши приоритеты и позволяют нам оценивать разные события (рис.1).
Рисунок 1 – Критериальная основа поведения человека
К таким критериями относят:
- расположение к людям и событиям;
- жизненные ценности;
- набор верований;
- принципы.
Эти критерии составляют единую базу и тесно взаимосвязаны, при этом их можно рассматривать как отдельные характеристики человеческой личности.
Расположение
Расположение определяет наше отношение к людям, событиям, работе и играет большую роль в нашей жизни как мотивационный инструмент. Ведь, если вы любите свою работу, то на нее хочется ходить.
Одно и то же событие может вызвать разную реакцию и эмоции у двух разных людей, так как у них разное расположение к происходящему процессу.
Расположение наделяет наши решения и действия индивидуальностью потому, что человек имеет определенное расположение к событиям, происходящим в его жизни.
Основными характеристиками расположения принято называть:
- незримость. Расположение скрыто, это внутренние мотивы и ощущения человека. Мы можем увидеть только последствия расположения.
- субъективность. Расположение строиться на наших чувствах, которые мы испытываем к предмету, человеку или событию. Трудно не согласиться, что мы с большим удовольствием пойдем на праздник, чем на сложный экзамен.
- тесная взаимосвязь с поведением человека. Расположение оказывает сильное влияние на действия совершаемые людьми. Достаточно вспомнить с какой неохотой мы встаем на учебу или работу.
Также расположение включает в себя три компоненты:
- Воздействующая компонента. Она отвечает за выбор на основании желания или по-простому «хочу-не хочу».
- Компонента знания. На основании знаний и информации об объекте человек определяет свое расположение к нему.
- Компонента намерения. Она определяет наши действия в зависимости от наших желаний и полученной информации, а также наше окончательное отношение намерение.
Ценности
Ценности определяют основные понятие человека о правильном и не правильном, добре и зле и о том, что полезно и нет. Ценности определяют моральную составляющую человеческой личности. Как правило, они закладываются в детстве дома, в детских садах и школах.
Ценности делят на две группы:
- Ценности, которые имеют отношение к жизненным целям.
- Ценности, которые имеют отношение к способам достижения целей.
Сбалансированная совокупность обеих групп формирует здоровую личность.
Верования
Верования формирует наши представления о мире в целом, о явлениях природы и некоторых этапах нашей жизни. Очень часто человек принимает решения на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений.
Если данные оценки достаточно устойчивы и не требуют доказательств, то они превращаются в верования. Со временем верования могут меняться, вокруг одного и того же объекта может бытовать несколько различных верований. Например, неуспевающий студент, решил взяться за ум и окончил ВУЗ с отличием.
Верования также формируются в процессе жизнедеятельности, опыта, общения с людьми и изучения новых предметов.
Принципы
Верования составляют основу принципов. Что же такое принципы? Это, как правило, твердая позиция человека по отношению к миру, устойчивая система ценностей.
Принципы играют немалую роль в нашей жизни выступая в роли ограничителей и правил. Иногда сложно сказать какие именно ценности и верования нашли воплощение в принципах.
Принципы также закладываются в процессе взросления и воспитания.
Заключение
Итак, принято выделять четыре критерия, которые влияют на наше поведение: расположение, верования, ценности и принципы.
Последние три закладываются во время взросления воспитания, в то время как расположение формируется из наших желаний.
Если ценности и принципы компании соответствуют или не идут в разрез с ценностями сотрудников, то их лояльность значительно возрастает и маловероятно, что сотрудник покинет компанию при первой удобной возможности. Также возрастает удовлетворенность работой, так как появляется ощущение вклада в общее и благое дело.