Состав внешней среды организации
Традиционно внешняя среда подразделяется на микросреду (прямого действия, непосредственное окружение организации) и макросреду (непрямого действия, общий рынок).
Традиционно в микросреду включают факторы, которые непосредственно соприкасаются с организацией и влияют на нее. В микросреду входят следующие элементы:
- Потребители;
- Конкуренты;
- Поставщики;
- Товары-заменители;
- Новинки на рынке.
В макросреду включают общие элементы рынка и показатели состояния страны или региона, в котором организация осуществляет свою деятельность. Они не влияют на организацию напрямую, но могут менять характеристики среды, в которой находится организация, а также ее поведение. Среда косвенного воздействия по составу сложнее, чем микросреда. Часто для организации невозможно получить полную информацию о состоянии макросреды, и попытки спрогнозировать ее поведение могут быть безуспешными. Состав макросреды:
- Экономика;
- Социальная среда;
- Технология;
- Международная обстановка;
- Экология;
- Юридическая обстановка;
- Политическая обстановка.
Рассмотрим факторы косвенного воздействия подробнее.
Состав макросреды организации
- Экономика. Ее состояние в стране в данный момент может сильно влиять на рынок труда, инфляцию, курс валют. Все эти факторы влияют на платежеспособность потребителя, уровень цен и в итоге – на прибыль организации. Состояние экономики также влияет на стоимость ресурсов. Руководство организации должно принимать во внимание последствия, которые окажет на процесс работы изменение экономики. Например, если ожидается инфляция, организация может увеличить запасы, чтобы снизить возможные издержки на закупку нового сырья по новым ценам. Также можно взять заем или ссуду.
Экономика сильно влияет на возможность привлечения инвесторов, так как при ухудшении экономики сложнее получить кредит в банках, растут проценты. Одно и то же изменение в экономике может положительно сказаться на одних организациях, но отрицательно – на других. Особенно важен фактор экономики для международных организаций.
- Социальная среда. Нормы поведения в обществе, уровень безработицы, возраст потребителей – все это влияет на платежеспособность, а значит, на расходы потребителя. Организация существует в социальной среде, поэтому на нее влияет и культура населения: ценности, традиции, установки. Например, в некоторых странах дача взятки должностному лицу при осуществлении сделки считается нормой, в других странах – строго осуждается.
Социальная и культурная среда влияют также на продукцию или услуги, на то, как организация ведет дела, какой у нее складывается имидж в глазах потребителя. Также сюда включают разного рода социальную ответственность организации за свою деятельность.
- Технология. Это нововведения, которые помогают усовершенствовать либо продукт, либо производственный процесс.
Технология влияет на эффективность организации, скорость изготовления продукции, сбор информации и характер информационных потоков в организации, на скорость устаревания продукции или услуги.
- Международная обстановка.
Она влияет на возможность закупать материалы в других странах, использовать иностранные технологии, и т.д. Международные организации действуют в особенно трудных условиях, так как уникальность каждой страны влияет на поведение филиалов организации.
Сюда входит и культура стран, их экономика, качество ресурсов, законодательная база, поведение государства, политическая стабильность, валютные курсы.
- Экология. Она влияет на процесс производства, а также на ресурсы.
Для экологически опасных производств нормы экологии – один из важных факторов осуществления работы. Их соблюдение требует постоянного контроля, повышает издержки организации за счет покупки различных устройств, повышающих безопасность производства (например, воздушные фильтры для выбросов в атмосферу и т.д.).
Если добыча ресурсов влияет на состояние экологии в регионе, где организация ведет деятельность, то особенно важными становятся меры по компенсации ущерба (например, посадка лесов и т.д.).
Соблюдение экологических норм может повысить имидж организации в глазах потребителя.
- Юридическая обстановка. Это общая законодательная среда, отношение общества к юридическим нормам (соблюдение или несоблюдение), процессуальные издержки для организации. На деятельность организации может влиять юридическая среда как в международном контексте, так и в отдельной стране или конкретном регионе, в котором организация работает. Чем более строгое законодательство по отношению к бизнесу, тем больший контроль над деятельностью проводится изнутри самой организации, что влечет за собой определенные издержки (содержание юристов, оформление сделок и т.д.).
Юридическая обстановка влияет на восприятие юридических норм. Если допускаются легкие нарушения в одной стране или регионе, в других они могут быть неприемлемы.
- Политическая обстановка. Сюда включают законодательные нормативы в отношении рынка, уровень антимонопольной политики, кредитную политику, местные и общегосударственные законодательные акты в области экономики. Некоторые аспекты политики в стране или регионе могут иметь для организации особенное значение. Например, позиция государства, судов, законодательных органов по отношению к бизнесу. Она влияет на налоги, льготы, нормы по найму работников, защиту прав потребителей, нормы безопасности труда, контроль цен, уровень заработной платы. Сюда же включаются лоббисты, группы с особыми политическими интересами.
Политическая стабильность – еще один важный элемент, особенно для иностранных инвесторов и производителей. Если организация занимается экспортом или импортом товаров, то политическая обстановка может влиять на пошлины по ввозу и вывозу продукции. Если политическая обстановка благоприятная и направлена на контакт с другими странами, то организации становится легче привлечь иностранных инвесторов, выйти на новые рынки сбыта.