Проблематика менеджмента качества
Менеджмент качества в организации - это деятельность, направленная на обеспечение и повышение качества производимой ею продукции либо оказываемых ею услуг.
В современных условиях вопросы менеджмента качества становятся основополагающими для:
- повышения уровня жизни,
- обеспечения социально-экономической, экологической и политической безопасности.
Между понятиями качества продукции и конкурентоспособностью компании наблюдается тесная связь, проявляющаяся в формировании и проявлении общей сферы развития. Если конкурентоспособность отдельных компаний не будет повышаться, не будет происходить и развитие региональной и национальной экономики. Победителями в конкурентной борьбе становятся те предприятия, которым удается достичь высокой производительности труда и лучшего качества продукции. При этом первоочередным условием для повышения конкурентоспособности становится повышение качества выпускаемого продукта. В условиях перенасыщенности рынка качество продукции – ключевой фактор конкурентоспособности как в рамках государственных рынков, так и на мировых рынках. Именно за счет конкурентоспособности предприятий формируется престиж страны, преумножается ее национальное богатство.
В основе обеспечения качества в компаниях лежат системы менеджмента качества (СМК). Каждое предприятие осуществляет выбор оптимальной для него системы менеджмента качества, которая бы обеспечивала успешное функционирование на внешних и внутренних рынках, способствовала росту конкурентоспособности продукции.
Обеспечение качества составляет одну из ключевых социально-экономических проблем в современном мире. С точки зрения экономики, качество можно рассматривать как результат удовлетворения потребностей.
Менеджмент качества – это скоординированная деятельность, ориентированная на управление предприятием по отношению к качеству.
Механизмы работы в сфере менеджмента качества закрепляются в международных стандартах ИСО (ISO) серии 9000. В этих стандартах прописаны требования к системам менеджмента качества предприятий. Первые редакции стандартов был утверждены международной организацией по стандартизации ИСО в 1987 году. После этого стандарты неоднократно редактировались. На их основе были сформированы российские стандарты серии ГОСТ Р ИСО 9001.
Если поставщик соответствует требованиям стандартов ISO 9001, он может быть охарактеризован как надежный и порядочный. Соответствие требованиям ISO 9001 для современных развитых компаний выступает тем минимумом, без которого невозможно представить быстрый выход на рынок. Ключевая цель указанных стандартов – обеспечить стабильную работу документированной СМК компании-поставщика. Изначально стандарты охватывали отношения предприятий в схеме потребитель-поставщик.
Преимущества от внедрения систем менеджмента качества
Первое и важнейшее решение, которое компания должна принять на пути к повышению качества – это признание необходимости построения системы менеджмента качества. Только так можно обеспечить достойную основу для устойчивого развития.
Организации, внедряющие в свою деятельность системы менеджмента качества, отвечающие требованиям стандартов ISO 9001, получают ряд преимуществ:
- поставка продукции и оказание услуг, отвечающих требованиям законодательства, нормативных актов и клиентов,
- упрощение реализации возможностей, связанных с повышением удовлетворенности потребителя,
- обработка угроз и реализация возможностей, ассоциированных с организационным контекстом и задачами компании,
- демонстрация соответствия системы менеджмента качества устанавливаемым требованиям.
В сложной динамичной среде организациям приходится стабильно соответствовать требованиям и выявлять будущие потребности и ожидания. Возможные пути совершенствования:
- коррекция и постоянное улучшение,
- кардинальные трансформации,
- реорганизация,
- инновации.
Стандарты строятся на внедрении процессного подхода к разработке, внедрению и улучшению показателей системы менеджмента качества, а также роста удовлетворения потребителя за счет выполнения его требований.
В области применения ГОСТ Р ИСО 9001 определены требования к системам менеджмента качества для таких случаев, когда организации:
- нуждаются в демонстрации своих возможностей по непрерывным поставкам продукции и услуг, соответствующих требованиям и ожиданиям клиентов,
- ориентируются на рост удовлетворения покупателей за счет результативного применения системы (в том числе процессов постоянного ее улучшения и гарантий соответствия требованиям нормативно-правовых документов).
Таким образом, с одной стороны благодаря применению стандартов серии ИСО 9000 предприятия формируют фундамент внедрения систем менеджмента качества предприятия, а с другой – обеспечивают ключевой фактор подтверждения потенциальных возможностей предприятия производить продукцию или оказывать услуги высокого качества.
Опыт показывает, что благодаря реализации систем менеджмента качества значительно снижается количество жалоб и претензий, повышается конкурентоспособность предлагаемых продуктов. При функционировании СМК снижается «скрытое производство», заключающееся в исправлении брака. Внедрение систем менеджмента качества предполагает, что в реализацию качества вовлекаются все сотрудники, задействованные во всех этапах производства продукции. В этом контексте конкурентоспособность продукции рассматривается как ее способность отвечать требованиям рынка, сложившимся в текущем периоде, в сравнении с продукцией компаний-конкурентов. Конкурентоспособность характеризуется большей динамичностью, чем качество. Изменчивость конкурентоспособности связана с реакцией на изменения рынка, провалы и успехи конкурентов, которые предлагают товары-заменители, уровень цен и другие факторы окружающей среды.