Экономическое развитие в условиях глобализации
Государственная корпорация – это некоммерческая организация, собственником активов которой является РФ
Глобализация оказывает серьезное влияние на экономические процессы, поэтому с каждым годом становится все более значимой региональная политика и механизмы управления экономикой. Региональная политика охватывает социально-экономическое развитие территории, погружаясь в социальную, промышленную экологическую сферу и т.д.
Влияние государственных корпораций на экономику страны породило трансформацию ее форм и механизмов. Воздействие государственных корпораций с экономикой активно стали изучать в 90-х гг. XX века. Именно в этот период произошла массовая приватизация государственной собственности на постсоветском пространстве. Государство переходило в стадию рыночной экономики, в России начали появляться первые корпоративные институты. Одновременно с этим возникла необходимость контроля над государственной собственностью.
На базе государственных предприятий начали появляться новые коммерческие и некоммерческие организации, например, государственные корпорации. Такие условия породили серьезный интерес экономистов к сущности государственных корпораций. Однако остается неизученным ряд важных критериев, например:
- размеры государственного сектора,
- инструментарий государства,
- эффективность управления,
- функции государственного сектора.
Основная роль государственных корпораций
Роль государственных корпораций сравнима с ролью государства в экономике. Госкорпорации повышают конкурентоспособность национальной экономики. Ресурсы государственных корпораций позволяют не только осваивать собственные технологии и разработки, но приобретать зарубежные технологии. Технологические цепочки корпораций отлажены, что оказывает влияние на поставки материалов и комплектующих. Экономическая интеграция в госкорпорациях развита государством благодаря принятому праву интеллектуальной собственности и используется в качестве одного из инструментов развития.
Роль государственных корпораций в России очень сильно отличается от использования института государственных корпораций в экономике других стран. Это связано с тем, что развитие госкорпораций в других странах началось намного раньше. По своим ключевым параметрам российская госкорпорация точно соответствует структуре плановой экономики. Российские госкорпорации в отличие от зарубежных воплощают институциональную доминанту государства. Однако в то же время они используют инструменты рыночной среды, например, бюджетирование, акционерный капитал, корпоративное управление и т.д. Таким образом, можно сказать, что российские государственные корпорации - это модернизация институциональной хозяйственной среды и рыночных механизмов.
Структура государственной корпорации
Государственная структура в России создается на основе специального закона и отчитывается перед федеральной властью. Имущество государственных корпораций находится под государственным контролем. В своем составе госкорпорация имеет иерархическую структуру, которая предусматривает не только разделение функций, но и делится на зоны ответственности. В случае ликвидации госкорпорации все имущество возвращается собственнику. Основное отличие госкорпораций от других организаций заключается в поставленной цели. Ее целью не может быть извлечение прибыли, что соответствует критериям плановой экономики, а не рыночной.
Исходя из цели, описанной выше, можно сделать вывод, что созданные госкорпорации нацелены на управление государственным имуществом и реализацию инвестиционных проектов посредством государственных ресурсов. Именно в этом смысле госкорпорации представляют собой сложный и важный механизм управления государственной собственностью.
Однако на практике экономисты давно уже доказали негативное воздействие государственных корпораций на экономику России. Первый критерий – это неэффективное управление госимуществом и ресурсами, например, очень часто происходит затягивание инвестиционных решений. Второй критерий – это коррупция, явление в госкорпорациях не единичное, так как при проверках практически всегда выявляется нецелевое расходование средств. Это говорит об отсутствии механизмов контроля, как над деятельностью государственных корпораций, так и над достижением поставленных задач. Если проанализировать особенности формирования госкорпраций, можно выявить следующие особенности:
- закрытость процесса формирования,
- размытость базовых форм и новизна формирования,
- политический ресурс задействован в создании,
- масштабность,
- широта полномочий руководящего состава,
- размытость стратегических планов.
На основании критериев формирования можно сделать вывод, что государственные корпорации отличаются своей противоречивостью. При этом в российском законодательстве нет четкого определения прав собственности, что позволит в будущем передать активы и финансовые средства в полную собственность. Это усложняет контроль средств.
При отсутствии работоспособных механизмов контроля увеличивается риск коррупции. В частности, это выражается в бесконтрольном и безвозмездном финансировании госкорпораций, выдаче льготных кредитов, внесении полученных средств в дочерние предприятия, закупках по завышенным ценам, манипуляциям на фондовом рынке.
Влияние государственных корпораций на экономику и развитие страны зачастую негативно. Это связано с непрозрачностью и отсутствием контроля со стороны государства. Госкорпорации – это особый институт рыночной экономики, который отличается размытостью базовых форм. Отсутствие четкого определения права собственности дает возможность процветать коррумпированным механизмам. Все это приводит к предпосылкам для возникновения выпадающих доходов федерального бюджета.