Человеческий фактор как основа развития фирмы
Влияние человеческого фактора на реализацию стратегического процесса – это роль, которую играет персонал в ходе формирования и реализации стратегии современной фирмы.
Роль персонала в современной компании определяется следующими моментами:
- вследствие бурного развития научно-технического прогресса резко изменился характер труда и его содержание. Теперь труд в меньшей степени рутинный и механический, все сильнее требует наличия высоких профессиональных навыков. Современные технологии, техника заставляют подходить к персоналу не столько с технократических позиций, сколько с позиций большей персонализации, осознания роли интеллектуальных и личностных проявлений. В современных условиях работники и менеджеры должны проявлять культуру общения, корпоративный дух, чувства коллективизма, заботу о предприятии. В результате повышения требований к работнику возрастает и его роль в процессах производства,
- значимость персонала возросла вследствие изменения механизмов контроля персонала, усиления значимости самоконтроля. Рост профессионализма и внедрение современных технологий приводят к тому, что жесткий контроль за подчиненными со стороны начальства теряет смысл. Поэтому каждый конкретный работник или менеджер получает собственную роль, перестает быть «песчинкой». Осуществление поиска новых, эффективных инструментов достижения финансовых и стратегических целей является скорее творчеством, чем рутинной работой. Невозможно контролировать рождение идей, которые могли бы укрепить конкурентную позицию компании,
- меняется потребительский спрос, обостряется конкуренция. Компании вынуждены быстро адаптироваться к изменениям условий внешней среды. Поскольку макроэкономическое окружение фирмы меняется, персонал должен быстро принимать решения. Если решение было великолепно проработано, но принято с запозданием, результаты будут зачастую хуже, чем при реализации принятого своевременно, основываясь на знании окружающей ситуации и интуиции. Поэтому работников важно непрерывно обучать, развивать у них способности к творчеству, мотивировать на самосовершенствование,
- меняются формы организации труда. В сегодняшних реалиях нужно не просто быть специалистом, но и уметь работать в команде, быть готовым к поиску компромиссов. «Одиночки», какими бы профессионалами они ни были, не реализуют крупные проекты. Соответственно, возрастает роль так называемых soft-skills, не связанных напрямую с профессиональными знаниями,
- повышается общая культура общества, соответственно, и культура работников. Работа из источника средств существования превращается в сферу, где можно проявить себя, свои таланты при решении сложных задач. За счет развития общества повышаются потребности работников, все чаще речь идет о ступени самовыражения. В связи с этим объективные карьерные факторы (социальный статус, материальное благополучие) уступают лидерство субъективным (чувству удовлетворенности от своей деятельности),
- идет процесс демократизации. В современных организационных структурах межклассовые различия стираются, возрастает роль горизонтальных связей,
- вопреки утверждению, что незаменимых людей нет, утрата ключевых персон способна оказать сильное влияние на финансовые результаты компании. Поэтому корпорации предлагают высококвалифицированным менеджерам не только высокую оплату, но и дополнительные привилегии и бонусы.
Роль руководителя в стратегическом процессе
Одним из проявлений влияния человеческого фактора на стратегический процесс является влияние личности руководителя, отражающееся в специфике разработки управленческих решений. Человеческий фактор включает ряд элементов:
- делегирование полномочий подчиненным,
- коммуникации, обеспечение обратной связи с сотрудниками и внешней средой (потребителями, поставщиками, контролирующими органами),
- организационная культура,
- особенности поведения руководителей,
- стиль осуществление руководства,
- распределение ответственности между руководителем и подчиненными при разработке и принятии управленческих решений,
- методы кадровой работы,
- инструменты управления персоналом,
- система профилактики конфликтов.
Огромную роль играет, насколько менеджеры и руководители способны организовать и мотивировать персонал, обеспечить его участие в процессах принятия управленческих решений. Коллективные и коллегиальные решения являются более эффективными по сравнению с индивидуальными. Поэтому важно, чтобы руководитель не просто сам принимал решения, а умело направлял подчиненных, обеспечивал осуществление ими организационных целей. При грамотном делегировании полномочий обеспечивается процесс принятия коллективных управленческих решений, а при его отсутствии – единоличных.
В ходе делегирования полномочий начальник может столкнуться с разнообразными трудностями. Чаще всего руководители не хотят делегировать полномочия по следующим причинам:
- им кажется, что они сами выполнят работу лучше. Но если руководитель вообще не будет давать починенным делать что-то новое, требующее дополнительных полномочий, они не повысят свою квалификацию,
- они слишком погружены в повседневную работу. При этом более общая картина ускользает от их внимания. Они становятся неспособными охватывать долгосрочную перспективу, осознавать роль распределения работ между людьми,
- они не доверяют подчиненным. При этом если руководитель не доверяет подчиненным, то подчиненные отвечают ему соответствующим поведением. Они утрачивают инициативность, стремятся переложить работу на других или согласовывать каждый шаг с руководителем,
- они боятся рисковать. На руководителей возложена ответственность за подчиненных. Поэтому они боятся, что после делегирования получат проблемы, которые придется решать,
- неэффективность контрольных механизмов. Дополнительные полномочия могут требовать дополнительного контроля.