Сущность власти и ее источники
Власть является многомерным явлением. Еще с древних времен было порождено множество объяснений и обоснований власти, но до сих пор она остается феноменальной и не до конца изученной.
В менеджменте власть – это особый инструмент социального управления, который осуществляет целенаправленное воздействие на поведение человека, приводит к возникновению, трансформации и постепенному прекращению человеческих взаимоотношений. Также власть подразумевает законное право индивида отдавать приказы, требовать исполнения конкретных обязанностей, действовать как руководитель и контролировать процессы.
Когда между подчиненными распределяется власть, то руководитель оставляет в своих руках полное право координировать процессы, регулировать определенные вопросы, которые связаны с разрешением конкретных ситуаций. Также человек, который наделен властью, может при необходимости настоятельно вмешиваться с развитие ситуации, он корректирует работу персонала. Власть предполагает не только единоличное руководство, но и умение таким образом распределять обязательства между работниками, чтобы те могли принимать активное участие в принятии значимых для компании решений.
Власть приобретает самые разнообразные формы. Классификация оснований власти может выстраиваться следующим образом:
- Власть, которая изначально была основана на принуждении;
- Экспертная власть;
- Эталонная власть – харизматическое воздействие на сотрудников и подчиненных;
- Законная власть – традиционная властна форма;
- Власть, которая основывается на участии и соучастии;
- Информационная власть.
Каждая форма власти основывается на конкретных источниках. Источники выступают в качестве средства подкрепления власти. С ее помощью осуществляется удовлетворение мотивов и потребностей другого человека, а также может быть предотвращено удовлетворение мотивов. Ресурсы являются источниками, которые порождают различные виды власти. К источникам относятся нормативы, ожидания вознаграждения, принуждение или наказание за неподчинение власти, отождествление человека с другими людьми и стремление быть на них похожими, а также знания, навыки, умения и интуиция. Некоторые в качестве источника власти определяют харизму – лидер может быть настолько убедительным, что без труда поведет за собой целую команду работников.
Конечно же, на сегодняшний день власть может играть очень важную роль в управлении и менеджменте. Выстраивание четкой иерархии позволяет без проблем координировать работу служб и отделов, организация функционирует как раз за счет того, что каждый работник наделен своими обязанностями, а у экспертов есть шанс проявлять лидерские качества и позиции и демонстрировать властные полномочия. Важно определить источники власти, так как они варьируются в зависимости от того, в какой сфере реализуются властные полномочия.
Принятие решения в управлении
Управленческая деятельность определяется принятыми решениями. Принятие этих самых решений – это некий центр, вокруг которого вращается вся жизнь организации. Решениями занимаются опытные специалисты, лидеры, которые обладают достаточными полномочиями и властью, и могут брать на себя ответственность за принятие решения. Нельзя путать власть со вседозволенностью, так как второе понятие говорит о некомпетентности и может привести к тому, что организация не добьется показательных результатов именно из-за того, что нет четкого руководства и координации процессов.
Процесс принятия решений включает в себя очень много взаимосвязанных элементов. Один из таких элементов – это власть. Управление осуществляется менеджерами разных уровней, да и в целом оно определяется формализованными процессами. Решение касается не только одного человека, а целой структуры компании, поэтому индивид, наделенный властью и ответственностью, должен адекватно оценивать свои возможности и способности. Выделяют 2 уровня решений в организации – это индивидуальные и организационные решения. В первом случае управленец по большей части заинтересован самим процессом и его внутренним строением, логикой, которая движет этот процесс к развитию. Во втором случае, когда речь идет об организационных решениях, то интерес лидера смещается в сторону создания конкретной соответствующей среды вокруг процесса.
Принятие решения в организации обладает следующими чертами:
- Первая – деятельность, которая связана с принятием решения, носит сознательный и целенаправленный характер.
- Вторая – решение обязательно должно основываться на общих ценностных ориентирах и фактах. Нельзя просто так принять решение, потому что это будет выгодно только одному человеку. В организации все уровни и части тесно связаны друг с другом, и поэтому если решение принимается, то оно должно быть выгодно всем участникам процесса.
Настоящий руководитель способен подбирать для каждой ситуации наилучший механизм воздействия на подчиненных. В этом как раз и заключается эффективное лидерство. Нередко люди, наделенные властью, демонстрируют своего рода самопожертвование. Они могут отказаться от личной выгоды и благ в пользу благополучия сотрудников. Это вызывает со стороны подчиненных еще больше доверия своему лидеру, они высказывают открытую симпатию. Таким образом, власть сочетается с понятием лидерства, и тот руководитель, который соответствует всем требованиям, может вывести свою компанию на качественно и количественно новый уровень. Власть прежде всего – это координация действий. Когда встает задача принять решение, руководители находят такой механизм, при котором каждый сотрудник наделен частью обязанностей. Во взаимодействии составляющих происходит эффективное достижение поставленных целей. Поэтому истинный лидер – не только человек, который заполучил власть: это человек, который осознает свою ответственность и знает, каким образом аккумулировать власть в развитие предприятия и всех его структур.