Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Внутренняя среда организации

Менеджмент в большинстве случаев имеет дело с организациями, которые представляют собой открытую систему и состоят из множества взаимозависимых частей. К ключевым внутренним переменным относят традиционно: цели, структуру, задачи, технологии и людей.

Цель

Определение

Цель – это конкретное желаемый результат или конечное состояние, которого группа работающих вместе людей стремится добиться.

В процессе работы руководством разрабатываются цели, которые доводят до сотрудников организации, данный процесс имеет большое значение, поскольку позволяет членам организации понимать, к чему они должны стремиться. Общая цель сплачивает коллектив и придает осознанность всей работе. У организаций могут существовать различные цели, и сущность их во многом определяется типом организации.

  • Коммерческие организации, цель которых должна отражать коммерческий результат в форме уровня прибыли, доходы, производительности труда и т. п.
  • Некоммерческие организации, деятельность которых по определению деятельность не направлена на извлечение прибыли. В основном, их назначение обусловлено социальной направленностью, поэтому цель может быть сформулирована как защита прав, развитие научных направлений, поддержка культуры и т. п.
  • Государственные организации, для которых получение прибыли - не доминирующая цель. Часто преобладают цели содействия существованию и развитию государства или региона. Организация развивается в рамках заданного бюджета, поэтому цели определены властями территорий и могут быть определены, например, как развитие образования, обеспечение ввода в действие новых комплексов здравоохранения и т. д. Отметим, что как таковой получение прибыли может иметь существенное значение, но заработанные деньги инвестируются в значимые для государства объекты.

Организационная структура

Вся организация в целом состоит из ряда уровней управления и разных подразделений, между собой взаимосвязанных. Это называют структурой организации. Каждое подразделение организации можно отнести к той или иной функциональной области. Функциональная область связана с работой, выполняемой в целом для организации: производство, маркетинг, финансы и т. д. Несомненно, что маркетингом могут заниматься несколько подразделений и даже производственное подразделение, если им разрабатывается новый товар для потребителей. При изучении структуры как составляющей внутренней среды останавливаются обычно на разделении труда и контроле.

Разделение труда осуществляется не в соответствии с принципами использования для конкретной работы любого из свободных работников, а исходя из соображения привлечения специалиста в определенной области. Например, при формировании отдела маркетинга использовать высвободившихся техников или инженеров без соответствующего их переобучения нецелесообразно. Преимущество специализированного распределения труда является очевидным, и каким образом осуществить в организации разделение труда – это вопрос, относящийся к наиболее существенным решениям в процессе управления. Выделяют горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное разделение труда – это разделение труда по специальным уровням, к примеру, менеджер по продажам, менеджер по снабжению, менеджер по работе с персоналом и т. п. Вертикальное распределение труда предполагается на основе принципа наличия работ по координации выполнения заданий. Это распределение в результате дает управленческую иерархию или количество управленческих уровней, которая пронизывает всю организацию, опускаясь до уровня неуправленческого персонала.

Количество лиц, одному руководителю подчиненных, называют сферой контроля. Каждый руководитель в организации имеет свою определенную сферу контроля. Организация с плоской структурой имеет меньше управленческих уровней и более широкую сферу контроля, чем сопоставимая с ней организация с многоуровневой структурой.

Задачи организации

Задача представляет собой предписанную работу, которую следует выполнить в установленные сроки и установленным способом. Каждая из должностей в организации в себя включает ряд задач, которые следует реализовать для достижения организационных целей Задачи традиционно классифицируют на три группы:

  • задачи по работе с людьми;
  • задачи по работе с сырьем, машинами, инструментами и т. п.;
  • задачи по работе с информацией.

В условиях быстрого инновационного роста задачи становятся все более и более специализированными и детальными. Каждая задача может быть достаточно углубленной и сложной. В связи с чем растет значение координации действий управления при решении подобных задач.

Технология

Следующая внутренняя переменная – это технология. Понятие технологии за пределы обычного понимания технологии производства выходит. Технология представляет собой принципы, порядок организации некоего процесса для эффективного использования различного рода ресурсов (материальных трудовых, , временных денежных). Технология - это способ, позволяющий осуществить определенное преобразование. Также это может относиться и к сфере продаж - как оптимально реализовать произведенный товар, или к сфере обработки информации - как более грамотно и с наименьшими затратами собрать нужную для управления информацию и т. д. Именно информационные технологии в последнее время стали основным фактором получения организацией устойчивых конкурентных преимуществ при ведении бизнеса.

Обычно выделяются две классификации технологии: классификация по Вудворду и классификация по Томпсону.

Классификация по Вудворд предполагает:

Классификация по Томпсону выделяет:

  • многозвенные технологии, описывающиеся сериями взаимосвязанных задач, которые последовательно выполняются;
  • посреднические технологии, характеризующиеся встречей групп людей;
  • интенсивная технология, определяющаяся применением специализированных приемов для изменения состояния некоторого материала.

Персонал

Люди - это центральное звено любой системы управления. Существует три ключевых аспекта человеческой переменной в организации:

  • поведение людей в группах;
  • поведение индивидов;
  • характер поведения руководителей.

Понимание и управление человеческой переменной является самой сложной составляющей процесса управления в организации и зависит от множества факторов. Среди них:

  1. Способности человека, по которым люди наглядно разделяются внутри организации. Способности человека относя к характеристикам, которые поддаются легче всего изменениям, обучению.
  2. Потребности. У каждого человека имеются не только материальные, но и психологические. С управленческой точки зрения организация должна постоянно стремиться к тому, чтобы удовлетворение потребностей работника приводило бы к реализации цели организации.
  3. Восприятие, или то как люди реагируют на их окружающие события. Данный фактор является важным для разработки для работника разного рода стимулов.
  4. Ценности, или общие убеждения в части того, что хорошо и плохо. Ценности заложены в человека с детства и на протяжении всей его деятельности формируются. Общие ценности помогают руководителю объединять работников для достижения цели организации.
  5. Влияние среды на личность. Многие психологи утверждают то, что поведение человека определяется ситуацией. Было отмечено, что в одних ситуациях человек ведет себя честно, а в других - нет. Такие факты свидетельствуют о важности создания на работе такой окружающей обстановки, которая поддерживала для организации бы желательный тип поведения.

Кроме вышеперечисленных факторов в организации на человека влияют управленческое лидерство и группы. Каждый человек стремится принадлежать к определенной группе. Он принимает нормы поведения данной группы в зависимости от того, насколько он ценит свою к ней принадлежность. Организация может рассматриваться как некоторая формальная группа людей, и в то же время в каждой организации имеется много неформальных групп, формирующихся не только по профессиональным признакам.

Кроме того, в любой неформальной или формальной группе существуют лидеры. Лидерство – это то средство, с помощью которого руководитель на поведение людей влияет и их заставляет вести себя каким – либо образом.

Дата написания статьи: 08.02.2016
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot