Сущность ситуационного подхода к лидерству
Основная идея ситуационной теории лидерства заключается в отрицании существования идеального лидерского стиля. По мнению специалистов, придерживающихся ситуационного подхода к лидерству, выбор стиля лидерства зависит от конкретных обстоятельств.
Основной задачей лидера в соответствии с ситуационным подходом становится выбор стратегии (стиля), наилучшим образом отвечающей выполнению задач и достижению цели в тех или иных условиях. Таким образом, в рамках ситуационной теории лидерства лучшим лидером будет считаться тот, который обладает способностью быстро и эффективно адаптировать свой лидерский стиль к обстоятельствам и различным факторам внешней среды.
Наиболее известной среди приверженцев ситуационной теории лидерства является теория Херси-Бланшара. В соответствии с ней выделяют четыре основных лидерских стиля управления:
- Директивный стиль – лидер раздает подчиненным прямые указания;
- Наставнический стиль – взаимодействие между лидером и подчиненными, в рамках которого лидер продвигает свои идеи;
- Поддерживающий стиль – лидер позволяет подчиненным принимать участие в разработке и принятии решений;
- Делегирующий стиль – большая часть решений принимается силами подчиненных, лидер практически не вмешивается в их деятельность.
Лидерство и уровни развития
На выбор лидерского стиля в соответствии с ситуационным подходом влияет множество различных факторов. Одним из ключевых факторов влияния является уровень развития людей или группы, подчиненных лидеру.
Уровень развития (maturity) – уровень знаний и подготовки людей к выполнению поставленной задачи.
Херси и Бланшар выделяют четыре основных уровня развития, каждому из которых соответствует определенный стиль руководства:
- Недостаточный уровень знаний и навыков для выполнения задачи, низкий уровень заинтересованности – директивный стиль;
- Недостаточный уровень знаний и навыков для выполнения задачи, высокий уровень заинтересованности (энтузиазма) – наставнический стиль;
- Достаточный уровень знаний и навыков для решения задачи, отсутствие желания принимать на себя ответственность – поддерживающий стиль;
- Достаточный уровень знаний и навыков для решения задачи, готовность к ее выполнению – делегирующий стиль.
Использование уровня развития как индикатора для выбора стиля лидерства представляет собой наиболее популярную ситуационную модель лидерства. В рамках этой модели начало проекта, когда подчиненным недостаточно знаний и интереса для самостоятельного выполнения работы, характеризуется директивным стилем управления. По мере повышения уровня развития лидер изменяет стиль руководства на более свободный, переходя в итоге к делегированию. Данная модель лидерства отражает гибкость и способность к адаптации, характерные для эффективного лидера.
Ситуационный подход к лидерству принимает во внимание сложность и изменяемость внешней среды, а также особенности динамики человеческого поведения в рамках социума.
Ситуационные факторы лидерства
Помимо уровня развития подчиненных, выделяют еще и другие факторы, которые следует учитывать лидеру в процессе оценки ситуации с целью выбора стиля управления:
- Взаимоотношения с подчиненными – атмосфера в коллективе и отношение к лидеру может иметь серьезное значение при восприятии его действий;
- Цель – анализ цели позволяет лидеру определить перечень задач, необходимых для ее достижения, и составить представление о том, каким образом данные задачи могут быть наиболее эффективно решены силами его подчиненных;
- Власть – характер и сила власти лидера имеет очень большое значение, стиль лидерства должен учитывать степень доверия подчиненных к лидеру и его указаниям и желание их выполнять.