Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Природа и определение понятия лидерства

Вопросы лидерства вызывают интерес людей еще с древнейших времен, но систематическое, широкое и целенаправленное исследование лидерства началось только во времена Ф. Тейлора. За прошедшее время было проведено достаточно много исследований, однако у исследователей еще не существует полного согласия в части того, что включает в себя понятие «лидерство» и как его следует изучать.

Определение

Лидерство – это такой тип управленческого взаимодействия, который основан на наиболее эффективном для конкретной ситуации сочетании разных источников власти и направлен на побуждение людей к достижению общей цели.

Принуждение и сила при лидерстве зачастую заменяется воодушевлением и побуждением. Как результат лидерского подхода воздействие базируется на принятии требований лидера людьми без прямого или явного проявления власти. Способность лидеров на людей влиять дает ему возможности использовать авторитет и власть, получаемые от последователей его.

Менеджмент и лидерство

В последние годы большинство теоретиков и практиков особое значение придают различиям между менеджером и лидером (табл.1).

Таблица 1 – Сравнение характеристик менеджера и лидера XXI века

Сравнение характеристик менеджера и лидера XXI века

В влиянии на работу подчиненных и построении с ними отношений менеджер, прежде всего, применяет и полагается на должностные основы власти и ее питающие источники. Лидерство, как специфический тип управленческих отношений, больше основан на процессах социального воздействия, а именно, взаимодействиях в организации. Данный процесс гораздо более сложен и требует высокого уровня взаимозависимости участников его. Лидерство в отличие от собственно управления предполагает присутствие в организации последователей, но не подчиненных. Так отношения «начальник-подчиненный», которые свойственные традиционным взглядам на управление, сменяются отношениями типа «лидер- последователь».

Важно отметить, что управленческие взаимодействия типа «лидер-последователь» не обязательно предполагают иерархический характер его, как это имеется в случае отношения «начальник-подчиненный». Как и власть, лидерство представляет собой потенциал, имеющийся у человека.

Очевидно, что в условиях практики не наблюдается идеального соблюдения данных типов управленческих отношений. Многочисленные исследования свидетельствуют, что существенная группа менеджеров обладает во многом лидерскими качествами. Но обратный вариант все же реже встречается в реальной жизни.

Природа лидерства

Неудача постигает лидера по разным причинам, но во многом успех к лидеру приходит при наличии у лидеров достаточно схожих умений и способностей. Анализ опыта работы множества лидеров-практиков показывает, что им необходимо для успеха иметь способности создавать образ будущего организационного состояния и его доведения до последователей. Успешного лидера также характеризует и то, что последователей он наделяет соответствующими полномочиями и правами по осуществлению заложенной в видении цели и что он свои слабые стороны может признать, и привлечь для устранения их все нужные ресурсы, в том числе и человеческие.

Лидер становится для последователей привлекательным благодаря, умению видеть то, что будет в конечном счете достигнуто в результате усилий его и последователей. Но это не любое состояние или любая цель организации в будущем. В наибольшей степени это то, что хотят или могут последователи иметь. Помимо этого, видение делается привлекательным в случае, если оно лучше или больше, чем имеющаяся реальность, то есть в некоторой мере может допускаться идеализация будущего состояния. Образ этого видения воображение последователей захватывает и побуждает посвятить себя его претворению в жизнь в той степени, в какой они лидерское видение разделяют. Видение, вселяющее силы в последователей, заставляет верить их в успех дел.

В трансляции последователям видения в той форме, чтобы оно вселяло в них обязательства и энтузиазм, лидеру помогает использование эффективных коммуникаций. С учетом современных условий людей может побуждать к действиям факт непосредственного осознанного участия их в решениях и творческой реализации их, что подразумевает их наделение соответствующими полномочиями и правами. Это значит, что лидер должен иметь способностями и умениями свою власть делить с последователями, делать их не слепыми исполнителями, а частью общего дела. Эффективное лидерство в современных условиях - это не твердая железная рука, а высокая чувствительность потребностей последователей, проявляющаяся в развитии персонала, их включении в групповую работу, в оказании им помощи при достижении личных целей.

Эффективное лидерство подразумевает также и всесторонний самоанализ. Настоящий лидер постоянно задает себе вопросы типа: Что у меня получается хорошо? В чем сильные мои стороны? Чего мне не хватает как лидеру? Над чем я должен работать еще, чтобы стать лучше?

Общепризнан тот факт, что лидерским умениям и способностям можно обучиться. Известно, что лидерами также становятся не сразу. Этому предшествует обычно некоторый тип карьеры в организации, помогающий эти навыки и умения развивать. В ведущих бизнес - школах используются программы развития лидерских качеств у тех людей, кто собирается быть лидером. Основополагающим при этом является то, что лидерство – это не набор умений и навыков, а определенные качества характера, такие, как, к примеру, принятие риска на себя. Сила влияния лидера пропорциональна прямо степени принятия последователями того, что лидер предполагает сделать.

На сегодня выделяют ряд подходов к изучению лидерства:

  1. анализ лидерских качеств, которые необходимы эффективному лидеру в каждом из организационных контекстов (теория лидерских качеств);
  2. анализ образцов поведения лидера (поведенческие подходы);
  3. ситуационный анализ эффективного лидерского поведения (ситуационные подходы);
  4. ситуационный анализ характеристик эффективного лидера (новейшие теории лидерства).

Формальное и неформальное лидерство

Обобщая результаты множества исследований, посвященным анализу различий между неформальным лидерством и формальным руководством, можно разделить все различия на несколько групп:

  1. функциональные, подразумевающие что организационное руководство – это закономерный атрибут функционирования официальной организационной структуры, преимущественно характеризующий формальные взаимоотношения. Лидерство преимущественно характеризует психологические неформальные взаимоотношения внутри группы, начинающиеся «по вертикали», т. е. с точки зрения отношений подчинения и доминирования;
  2. условия прекращения и возникновения - руководитель обычно или назначается официально, или избирается. Официальные обязанности и права с руководителя снимаются при его освобождении от занимаемой должности. Лидерство зарождается естественным образом в процессах взаимодействия людей. Процесс лидерства и власть лидера до тех пор сохраняются, пока есть готовые следовать за ним люди;
  3. источники власти - руководители наделяются определенными официальными правами, которые связаны с организацией деятельности групп по решению перед ней поставленных задач. Власть лидера базируется на авторитете и подкрепляется нормами, установленными в группе.
Вывод

Таким образом, в отечественной литературе в настоящее время выделяются как минимум два концептуальных взгляда на лидерство: западный, где под организационным лидером понимается преимущественно первое лицо организации, ее руководитель, занимающий некоторую должностную лидерскую позицию с соответствующими ответственностью и полномочиями, и отечественный, где лидерство разделяется традиционно на формальное (должностное) и неформальное (социальное).

Дата написания статьи: 02.02.2016
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot