Теория и проблемы атрибуции
В основе теории атрибутивного лидерства лежат принципы общей теории атрибуции. В соответствии с данной теорией каждый участник взаимодействия наблюдает за поведением других участников и пытается объяснить его причины, основываясь на собственных представлениях, а после этого действует на базе своих выводов. Другими словами, каждый человек приписывает поведению других причины, исходя из своих предположений, а не реальных истоков действий.
Изучением проблемы атрибуции впервые занялся Ф. Хайдер в 1958 году. Его предположение заключалось в том, что человек объясняет поведение других диспозиционными либо ситуативными факторами.
Развитием теории атрибуции занимался Г. Келли. В своих работах 1967 и 1973 годов он представил ковариационную модель атрибуции. В основе данной модели лежит принцип ковариации, сущность которого заключается в причинной взаимосвязи между событиями, которые неоднократно происходят совместно.
С точки зрения поведения человека этот принцип реализуется следующим образом: причина действия другого человека определяется на основе сходства его поведения с другими людьми, исключительности его действий в различных ситуациях и постоянства его поведения по отношению к конкретным обстоятельствам. Наиболее значимой при этом является та причина, которая больше всего коррелирует с событием. В работах Г. Келли, помимо диспозиционной и ситуативной атрибуции, выделяется также объектная.
Атрибутивный подход к лидерству
Атрибутивный подход к лидерству базируется на общих положениях теории атрибуции, описанных выше.
Атрибутивный подход к лидерству заключается в интерпретации поведения лидера через восприятие поведения его последователей.
Лидер выносит суждения о поведении своих последователей, объясняя причины их действий. При этом лидер оценивает поведение коллектива на предмет соответствия своим ожиданиям, выявляет его причины, базируясь на собственных представлениях, и действует в соответствии с полученными выводами.
В 1979 году была впервые предложена полноценная атрибуционная модель лидерства. Ее авторами являются Т. Митчелл и Р. Вуд. В рамках данной модели выявлялась взаимосвязь между деятельностью лидера и продуктивностью работы группы. Модель демонстрирует взаимосвязь между наблюдениями и оценками лидера, каузальными атрибуциями и реакцией лидера на поведение его последователей.
Двухстадийная атрибуционная модель лидерства
Продолжение исследований Т. Митчелла совместно с другим специалистом, С. Грином, привело к появлению в том же году двухстадийной атрибуционной модели лидерства. В рамках этой модели описывается реакция лидера на неэффективную деятельность последователей.
Первая стадия атрибуционной модели лидерства заключается в определении лидером причины неэффективности действий своих последователей (или последователя). При этом лидер применяет принцип ковариации, исследованный Г. Келли. Лидер анализирует поведение члена коллектива, чьи действия неэффективны, сравнивая его с действиями других последователей и с действиями этого члена в других обстоятельствах. Этот анализ дает лидеру возможность найти причины неэффективной деятельности подчиненного во внутренних или внешних факторах.
Вторая стадия атрибуционной модели лидерства преследует цель повышения эффективности деятельности. Лидер осуществляет по отношению к конкретному последователю корректирующие действия, причем в соответствии с исследованиями лидер выбирает вид корректирующих действий в зависимости от причин неэффективного поведения, выявленных им на первой стадии.
Исследования поведения и действий лидеров в рамках модели атрибутивного лидерства показывают, что определение лидером причин поведения своих последователей находится под влиянием атрибутивных регуляторов, которые могут оказывать искажающее воздействие на его восприятие.