Корпоративная социальная сеть - это основанная на Интернет-технологиях система взаимосвязи и общения между сотрудниками одной компании посредством использования компьютера и подобных ему девайсов.
Необходимость внедрения корпоративной социальной сети
В настоящее время большое значение в работе крупной компании имеют корпоративные социальные сети. Они представляют собой основанную на информационно-телекоммуникационных технологиях систему взаимосвязи и общения персонала одного конкретного предприятия.
Руководители многих современных компаний осознают необходимость разработки и внедрения у себя корпоративных социальных сетей. Это связано с теми положительными практическими результатами, к которым приводит их функционирование.
Результаты последних исследований свидетельствуют о том, что использование корпоративных социальных сетей:
- повышает скорость информационного обмена в компании на 77%;
- увеличивает удовлетворенность работников компании на 41%;
- снижает расходы компании на связь на 60%;
- сокращает расходы компании на командировки на 44%;
- упрощает доступ к знаниям внутренних экспертов на 52%.
Таким образом, использование в компаниях корпоративных социальных сетей, которые являются результатом интенсивного научно-технического прогресса, позволяет получить определенные выгоды, в частности, формируется единая база знаний, повышается лояльность персонала, появляются возможности для удаленной совместной работы, мотивации и обучения персонала, получения обратной связи, упрощается и ускоряется поиск информации, появляются возможности для оперативного получения последних новостей.
Внедрение корпоративной социальной сети как проект
Потребность в наличии полноценно функционирующей корпоративной социальной сети компании могут удовлетворить посредством разработки и реализации проекта по ее внедрению. Использование в данном случае проектного подхода обосновывается тем, что результат указанной работы будет уникальным, поскольку ранее у конкретной компании не было своей корпоративной социальной сети.
Допускается разработка сети по типовому варианту. Однако в любом случае она будет наполняться новыми данными: о компании, о ее руководстве, о ее сотрудниках, о взаимосвязях между ними и т. д. Следовательно, внедрение в компании корпоративной социальной сети можно смело рассматривать как один из возможных проектов компании.
Отсюда следует, что работа по разработке и внедрению корпоративной социальной сети будет ограничено по времени. Для выполнения этой работы будут выделены заранее рассчитанные объемы ресурсов и уполномочены соответствующие исполнители. Руководить этой работой, т.е. управлять проектом, должен тот менеджер, который обладает необходимыми компетенциями и опытом в проектном управлении, что подтверждено сертификатами профессиональных организаций и ассоциаций.
Сущность внедрения корпоративной социальной сети
Внедрению корпоративной социальной сети предшествует изучение всего комплекса вопросов, связанных с корпоративной культурой компании. Оно позволит оценить потенциал влияния корпоративной социальной сети на внутриорганизационную культуру компании, необходимость ее внедрения и готовность сотрудников к нововведениям подобного рода.
Следующая часть работ связана с оценкой затрат компании, которые возникнут в процессе разработки и внедрения корпоративной социальной сети. На этой основе определяется экономическая эффективность реализации соответствующего проекта, в связи с чем можно сделать выводы относительно возможностей компании.
Существуют два основных подхода к внедрению корпоративной социальной сети. Во-первых, можно привлечь силы сторонних подрядчиков путем, например, приобретения и установки готового программного обеспечения. Во-вторых, компания может справиться собственными силами, особенно если у нее в организационной структуре имеется IT-служба. Однако в любом случае обязательным условием внедрения корпоративной социальной сети является участия руководства компании, которое выступает в качестве заказчиков и кураторов данного проекта.
Большую часть проекта по внедрению корпоративной социальной сети занимает построение архитектуры и выбор ее технологии. Данная работа, как правило, представлена следующими действиями:
- выбор элементарных объектов корпоративной сети обмена данными (прежде всего, продукты компании и информация по ним);
- выбор функциональных, информационных и ресурсных моделей, которые предопределяют внутреннюю логику функционирования будущей корпоративной социальной сети;
- выбор языков и методов моделирования, которые позволят решить задачи, поставленные перед корпоративной социальной сетью.
Перед запуском разработанной корпоративной социальной сети она должна быть в течение некоторого периода времени протестирована как командой проекта, так и приглашенными лицами. В течение этого испытательного срока пытаются выявить возможные недоделки в корпоративной сети и в большой степени адаптировать ее под запросы конечных пользователей. Если корпоративная социальная сеть успешно пройдет эти испытания, то она будет полностью внедрена, и проект на этом завершится.
Таким образом, корпоративная социальная сеть в компании представляет собой современное технологическое решение, которое способствует решению большого числа бизнес-задач и укреплению внутрифирменных связей и отношений. Ее внедрение в большинстве случаев осуществляется посредством разработки и реализации соответствующего проекта, который нуждается в управлении со стороны руководства компании.