Конкуренция в здравоохранении и медицине
Система здравоохранения в России испытывает постоянные изменения. Преобразования связаны с меняющимися потребностями, формами управления процессами. Также к системе здравоохранения предъявляют немало претензий, поэтому управление должно быть направлено на достижение краткосрочных и долгосрочных целей и на то, чтобы снизить имеющиеся риски и последствия негативных проявлений.
Крайне актуальной остается проблема поиска модели национальной системы здравоохранения, которая была бы адекватна современным общественным реалиям.
Многие управленцы подчеркивают: конкуренцию современные медицинские организации попросту не выдерживают. Но все равно просто необходимо условно охарактеризовать сегодняшнее состояние системы здравоохранения с точки зрения менеджерской объективной реальности.
Рыночная экономика не мыслится без нескольких понятий: конкуренция и конкурентоспособность. Поскольку медицинские организации предоставляют товары и услуги, то их следует рассматривать с точки зрения менеджмента. Особый интерес представляют частные медицинские учреждения, которые формируются тут и там. Их число непрерывно растет, и это связано с тем, что востребованность медицинских услуг не то что не падает – она регулярно растет. В России конкуренция медучреждений очень низка. Некоторые исследователи подчеркивают, что она абсолютно отсутствует, и на это есть несколько причин:
- Революционный переход от административно-плановой системы социалистического здравоохранения к неуправляемому процессу становления маркетинговых отношений в условиях эволюционного формирования рынка медицинских услуг;
- Консервативная форма собственности медицинских учреждений, которые не готовы меняться с течением времени, сохраняя приверженность к старым и несовершенным технологиям;
- Неопределенность становления и последующего развития малого предпринимательства;
- Существующая система здравоохранения не соответствуют действию классических экономических законов, не соответствует также условиям конкуренции и конкурентоспособности – она вообще не выдерживает конкуренцию;
- Отсутствие продвинутых и подготовленных менеджментов, которые способны своевременно и грамотно решать организационно-технические и экономико-управленческие проблемы и задачи.
Отсутствие менеджеров обусловлено еще и тем, что далеко не каждое учебное заведение готовит профессионалов. В подготовке используются очень устаревшие и неактуальные материалы, и когда менеджеры попадают в текущие условия, они не могут адекватно оценивать ситуацию, поскольку не осведомлены в подобных возникающих вопросах. Также менеджеры не работают в новых экономических условиях развития общества и государства, если речь идет непосредственно об условиях частных медицинских предприятий. Недостаток кадров не дает возможность дать профессиональную оценку нынешнему состоянию сферы.
В проблеме построения и управления конкурентной средой производства и потребления медицинских услуг следует выделить негативную роль стимулов в системе здравоохранения, способствующих созданию условий отсутствия либо непродуктивной конкуренции. Определяется неоправданная осторожность в реализации методов научного планирования анализа конкурентоспособности в условиях формирования рынка медицинских услуг. Также отсутствует общая политическая воля в реализации обоснованных управленческих решений. Не доводятся до своего логического завершение и внедрения механизмы и методы, которые могли бы оказать положительное влияние на качество медицинской помощи.
Факторы, влияющие на конкурентоспособность и управление ею
Отсутствие конкуренции – это серьезная проблема, и для ее решения необходимо сначала определить факторы, которые привели к этой ситуации. Факторы, которые будут перечислены далее, в принципе не позволяют сформировать конкурентную среду в медицине, из-за чего сегодня нет потребности в грамотных специалистах-менеджерах, а значит образовательные учреждения не рассматривают вариант их обучения.
Первый фактор – это необычная многоуровневость системы потребителей медицинских услуг. Эти же потребители выступают в качестве посредников. Сюда относят государство с его программой государственной гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи и обслуживания, федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, непосредственно сами пациенты и администрация лечебных и профилактических учреждений. Врачи также являются значимой составляющей этой системы. Они могут осуществлять свою профессиональную деятельность и в государственном, и в частном учреждениях, и у них имеются свои стимулы и мотивации для реализации работы.
Все это выстраивается в очень противоречивую бюрократическую систему, поэтому потребители услуг – обычные люди, не понимаю, куда им обращаться за медицинской помощью, где им окажут профессиональную и квалифицированную помощь и дадут грамотную консультацию. Не самая радужная статистика деятельности российской медицины вообще ставит под сомнение ее эффективность.
Следующий фактор – это противоречивые, если не антагонистические с точки зрения экономики, интересы субъектов производства и потребления медицинских услуг.
Третий фактор – это плательщики и посредники, которые не несут никакой конечной юридической ответственности за результаты лечения пациентов. По факту, человек, обращаясь в частное учреждение, подписывает договор, который допускает ошибки в лечении, но одновременно с тем пункты снимают с доктора ответственность, ведь некоторые виды лечения могут быть непредсказуемыми. Соответственно, в такой бюрократической и формальной путанице хуже всего чувствуют себя именно пациенты. Нет четкого понимания, куда лучше обращаться, какие учреждения способны оказать всестороннюю и квалифицированную помощь, и будет ли эта помощь в результате эффективна и безопасна.