Зарождение менеджмента качества в Америке
Менеджмент качества - управление всей организацией.
Понятие «качество» многогранно, определено стандартами MS ISO 8402:94, совокупность характеристик объекта, которые относятся к способности удовлетворять предполагаемые потребности. Отражает потенциал организации, достигнутые результаты. Стратегия развития любой организации - качество. Правильное понимание качества позволяет уменьшить себестоимость производимой продукции. Наиболее известны концепции: американская, комплексное управление качеством – TQC, японская, управление качеством в рамках фирмы – CWQ. Рассмотрим американскую школу управления качеством.
В сороковые и пятидесятые годы двадцатого века в США наблюдалась такая картина: производимые товары, даже ведущих предприятий, относились к низкому качеству. За счет качества уменьшались издержки, но в то же время, до 30% от затрат использовались на обнаружение, устранение дефектов. Низкий уровень товара не позволял быть конкурентноспособными и развиваться дальше, не помогали вводимые тарифы, пошлины, квоты для защиты национальной продукции. Перед государством стоял выбор : повысить качество продукции, или потерять часть рынка. Принято решение сосредоточиться на следующих проблемах:
- мотивация рабочих,
- учет проводимых расходов на качество,
- применение статистических методов контроля,
- методы повышения сознательности служащих, управляющих,
- материальное стимулирование,
- повышения качества,
- кружки качества.
Кружки качества организовывались, исходя из опыта японских коллег, возлагали на них свои упования. Создавались в семидесятые годы на многих фирмах, благодаря чему, достигнут экономический эффект за счет улучшения психологической обстановки, повышения удовлетворенности от труда, развития межличностных коммуникаций. Национальная Ассоциация Кружков Качества организована в $1982$ году. Управляющий комитет с менеджером по качеству возглавлял все кружки. Часто в состав комитета входили функционеры профсоюза. От менеджера через посредника-помощника поступают управляющие команды. Помощник адаптирует их к кружкам, учитывая их специфику.
Формирование теории всеобщего качества
В восьмидесятых годах выходят в свет две работы Эдварда Деминга «Выход из кризиса», «Качество, производительность и конкурентоспособность», где он озвучивает знаменитые четырнадцать принципов, которые затем легли в основу теории всеобщего качества. Изменился подход к качеству.
Конгрессом США учреждена ежегодная национальная премия, проводится ежегодно «месячник качества» по инициативе АОКК. Сутью «качественной» революции стало удовлетворение требований потребителей. Вложены большие суммы в разработки новых продукций, материалов, технологий, в построение новых взаимоотношений между управляющим и рабочим. Существует жесткий контроль качества производства с применением статистических методов, планирование производства, административный контроль за исполнением планов, непрерывное совершенствование управления в целом.
Особенности американской системы управления качеством
Можно выделить отличительные черты американской школы:
- Управление качеством основано на системе управления качеством, которая охватывает всю деятельность фирмы. Решение данной проблемы занимается подразделение, специализирующееся на анализе качества, которое органично входит в систему управления фирмой.
- Цель: разработка, совершенствование, внедрение методов управления качеством.
- Четкое разделение, специализация управления по уровням.
- Прибыль – главный критерий в управлении.
- Высокое качество конечного продукта - ежедневна забота работников.
Комплексное управление качеством – это форма менеджмента, ориентированная на производство требуемого уровня качества продукции.