Направления работ по осуществлению организационных изменений
Технология управления изменениями в организации подразумевает два основных направления работы:
- осознанное вовлечение руководителя в процессы управления переменами;
- включение руководителем других сотрудников в процессы реализации изменений.
Первое направление предполагает решение следующих задач:
- Выявление слабых и сильных компетенций и качеств руководителя, которые могут повлиять на качество управления планируемыми изменениями.
- Оценка психологической подготовки руководителя к работе с большим объемом информации без принятия соответствующего решений до выявления главной проблемы.
- Практическое обучение руководителя моделированию и прогнозированию ситуаций внедрения различных вариантов решений.
- Оценка психологической подготовки руководителя к появлению разного рода сопротивлений проводимым изменениям, а также его навыков ведения переговоров.
- Обоснование списка практических навыков по вовлечению руководителя в процессы изменений.
- Формулирование умений по своевременному переключению с гибкого на строгий стиль управления при переходе организации из фазы поиска решения в фазу решительных и осмысленных действий.
Второе направление требует от руководителя владения инструментами диагностики персонала в период реализации изменений. Для этого, как правило, могут быть использованы методы организационно-кадрового аудита и реинжиниринга бизнес-процессов.
Организационно-кадровый аудит
Организационно-кадровый аудит подразумевает оценку соответствия кадрового и структурного потенциала организации ее стратегии развития и целям.
Его проведение необходимо для подготовки к принятию важных стратегических решений в части управления бизнесом, разработки плана изменений в организации с помощью управленческих технологий.
Организационно-кадровый аудит направлен на оценку следующих основных аспектов:
- кадровых процессов - направлений деятельности организации в части персонала и тех областей накопления кадрового потенциала, которые представляются существенными для данной организации;
- качественных и количественных характеристик персонала;
- организационной структуры - соотношения и соподчиненности ключевых подразделений, степени гибкости (жесткости) конфигурации организации, наличие необходимого документооборота.
Реинжиниринг бизнес-процессов
Реинжиниринг бизнес-процессов представляет собой радикальное перепроектирование большей части деловых процессов, чтобы достигнуть скачкообразных, резких улучшений основных показателей финансово – хозяйственной деятельности компании.
Данная технология позволяет достаточно качественно описать исходную модель действующих бизнес-процессов и разработать комплекс мер по ее модификации с учетом круга выявленных проблем и имеющихся в распоряжении организации ресурсов, чтобы внести изменения в исходную структуру бизнес-процессов.
Необходимо отметить, что зачастую главная проблема, препятствующая развитию конкретной организации, может лежать за пределами таких технологий, как организационно-кадровый аудит и реинжиниринг бизнес-процессов. Это могут быть проблемы, связанные с доставкой товарно-материальных ценностей, сферой маркетинга или бухгалтерского учета, с недостаточными профессиональными или личными компетенциями персонала, или с низким качеством принятых в организации стандартов, норм и правил.
Следовательно, применение одной из описанных технологий недостаточно, чтобы провести успешную диагностику существующего состояния организации и выявить ключевую проблему. Вместе с тем, полное применение обоих технологий является достаточно затратным мероприятием.