Внешние и внутренние факторы изменений в организации
Процесс управления организационными изменениями подвергается постоянному воздействию ряда факторов. Анализ данного процесса позволяет условно разделить факторы влияния на организационные изменения на две группы: внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся факторы макросреды организации:
- экономические,
- технологические,
- стратегические,
- политико-правовые,
- социально-культурные,
- физико-экологические.
Экономические факторы всегда оказывают значительное влияние на деятельность организации и все ее процессы. Такие экономические изменения, как глобализация рынка или его дифференциация, могут стать причиной и двигателем организационных изменений. Технологические и политико-правовые факторы вынуждают организацию реализовать изменения, чтобы соответствовать условиям внешней среды и быть конкурентоспособной. Социально-культурные и физико-экологические факторы чаще всего оказывают косвенное влияние на процесс организационных изменений, но их воздействие нельзя не принимать во внимание, иначе это может привести к негативным последствиям для компании.
Перечень внутренних факторов организационных изменений гораздо более широк. К ним относят в первую очередь особенности хозяйственной деятельности организации, начиная от организационно-правовой формы, заканчивая отраслью производства и продаж. На ход реализации организационных изменений значительное влияние оказывает специфика производственного процесса и корпоративная культура компании. Кроме того, для каждой организации характерны уникальные особенности взаимоотношений внутри коллектива, личностные характеристики сотрудников, совокупность которых определяет степень сопротивления изменениям.
Причины организационных изменений
Кроме постоянно существующих факторов внешней и внутренней среды организации, которые оказывают непосредственное или косвенное влияние на процесс организационных изменений, можно выделить также ряд факторов, которые потенциально являются причинами изменений. К таким факторам относятся:
- Кризисные ситуации – при возникновении проблемной ситуации организация вынуждена реализовать организационные изменения, нацеленные на возврат к стабильности или восстановление ликвидности. Чаще всего такие организационные изменения имеют операционный характер, осуществляются с высокой скоростью и не встречают существенного сопротивления со стороны персонала организации;
- Этап развития компании – на каждом этапе развития организация вносит в свою деятельность изменения, необходимые для движения вперед и перехода на следующий этап. Такие организационные изменения обычно происходят на стратегическом и тактическом уровнях и предполагают перераспределение полномочий и обязанностей между сотрудниками компании путем создания новых уровней структуры и менеджмента и изменения механизма управления;
- Личностное влияние – причиной и фактором организационных изменений могут стать изменения в кадровом составе организации, появление на руководящих должностях новых лиц почти всегда приводит к внесению изменений, которые приводят организацию к субъективно лучшему состоянию.
Взаимосвязь факторов организационных изменений и их видов
В зависимости от характера организационного изменения различные факторы оказывают на процесс его внедрения различное влияние. Изменения обычно классифицируются по виду и целям и делятся на:
- Стратегические – такие изменения в наибольшей степени подвержены влиянию факторов внешней среды и часто инициируются изменением внешних условий деятельности организации;
- Структурные – изменения в системе распределения ответственности и полномочий внутри организации могут как сопутствовать другим видами изменений, так и быть вызваны внутренними организационными факторами или влиянием личности;
- Технологические изменения – данные изменения обусловлены внедрением новых производственных технологий, что может быть вызвано как внутренним решением компании, так и внешней необходимостью;
- Изменения в области управления персоналом – нацелены на повышение эффективности труда и мотивации сотрудников и осуществляются во множестве организаций на регулярной основе, так как необходимы для обеспечения результативность HRM.