Изменения в организации охватывают многие элементы ее жизнедеятельности, в особенности структуру и стратегию, а также культуру.
Такие изменения подразумевают перестановки в должностях или корпоративных ролях и в систему коммуникаций. Также происходит переоценка ценностей и миссии, постановка новых целей и разработка соответствующей им стратегии.
Рисунок 1.
Адаптивные организационные структуры имеют несколько видов:
- матричные;
- параллельные;
- сетевые.
Необходимость формирования адаптивной организационной структуры вызвана постоянным развитием организации и неизбежностью изменений. Это и определяет основные требования к организационной структуре: гибкость и адаптивность.
В случае с параллельной организацией существует одновременно ее две ипостаси, то есть в одно и, то же время функционируют и существуют основная и «дополнительная» структуры.
Задача параллельной структуры решать сложные задачи и проблемы, с которыми основная структура не моет или не хочет справляться. В параллельной структуре персонал использует другие способы коммуникации и управления. Они придерживаются других норм в групповой работе, решении проблем, принятии решений, отличных от основной структуры. Параллельная структура не требует привлечения нового персонала, ее формируют из существующих работников. Такая организация характеризуется следующим образом:
- все информационные каналы открыты и объединены, что позволяет менеджерам и работникам свободно взаимодействовать;
- имеет полный объем информации для решения поставленных задач;
- используются нормы, стимулирующие у работников появление вопросов, предложений, альтернатив, критериев;
- у менеджеров есть полномочия для привлечения других работников организации для помощи в решении поставленных задач;
- создаются механизмы для объединения основной и параллельной структуры.
Матричная организационная структура создается, когда организация начинает испытывать ограничения связанные с бюрократией.
Матричные структуры, представляют своеобразный баланс между использованием ресурсов по линии продуктов или предметов и по линии функций.
Матричная структура способствует созданию гибкой и восприимчивой к изменениям структуры. Однако, ее внедрение крайне дорогостоящее и трудоемкое.
Сетевые организации – это сложные сторонние коммуникационные процессы, процессы принятия решений и контроля. Сетевым структурам свойственны черты и матричных, и параллельных структур, при это делается упор на сложные информационные технологии для координации рабочей деятельности.
Менеджер в сетевой структуре – это оператор распределительной панели, который осуществляет координацию и контроль. Они оперативно подбирают рабочую группу для решения каждой проблемы.
В свою очередь, работники должны проявлять дух сотрудничества и положительное отношение к групповой работе.
Примеры сетевых структур изображены на рисунке 1.
Рисунок 2. Примеры сетевых структур
Стратегические изменения – это сложные и крупномасштабные изменения. Стратегия – это порядок действий для достижения поставленных целей. Таким образом, в данном случае речь идет об изменении всего порядка действий, что приводит к пересмотру поставленных целей.
Примером данного метода служит систем открытого планирования, которая помогает проводить системную оценку окружающей среды и разрабатывать стратегию с ее учетом.
Метод основан на следующих шагах:
- оценка окружающей среды и возможности ее влияния на организацию;
- оценка реакции организации на требования окружающей среды;
- формулирование миссии организации;
- создание сценария возможных требований окружающей среды;
- сравнение существующей ситуации с будущей идеальной и подготовка плана действий по сокращению отклонения между настоящим и будущим.
Центральным в рассмотренной системе является концепция видения, заключающаяся в выборе желательного будущего состояния организации. Видение также является важнейшим компонентом лидерства.
Этические проблемы проведения организационных изменений
На практике, процесс внедрения изменений вызывает большое количество проблем этического характера. Менеджерам важно знать и понимать, что при выборе методов внедрения изменений или их комбинации избежать этических проблем не удастся.
Имеется в виду, что определенные методы изменений могут выявить нежелательные для участников стороны их деятельности: профессиональную непригодность, отсутствие требуемых знаний и навыков, негативное отношение к работе и т.п.
Как отмечалось выше, изменения могут коснуться перераспределения власти и влияния, могут втянуть участников в политические интриги и тем самым свести изменения на нет.
Изменения также могут быть связаны с понижением в должности и сокращением персонала, изменением пакета компенсаций и ликвидацией прежних льгот. Все это должно стать предметом широкого обсуждения в организации, чтобы снизить уровень сопротивления изменениям.