Понятие изменений в менеджменте
Под изменениями в организации обычно понимают процесс преобразования, который основывается на введении инноваций в рабочий процесс. Изменения необходимы организации всегда, это помогает адаптироваться к запросам внешней и внутренней сред с помощью новых знаний и технологий, что особенно актуально в рыночной экономике. Количество знаний, которые получает и разрабатывает человек, увеличивается вдвое каждые семь лет (по приблизительным подсчетам). С увеличением количества знаний растет и количество новых ситуаций на рынке, которые необходимо решать быстро и адекватно. Поэтому задачи управления изменениями в организации становятся все более важными.
Небольшие изменения и корректировки организационной структуры, спектра задач, процессов, изменения в персонале рекомендуется делать постоянно. Крупные изменения — раз в
Признаки, исходя из которых можно сделать вывод о необходимости изменений в организации, бывают прямыми и косвенными. Косвенные признаки характерны для макросреды организации (изменения в обществе, экономике страны в целом). Прямые признаки:
- ухудшение эффективности производства;
- потеря позиций в конкурентной борьбе;
- пассивность работников;
- сопротивление инновациям без твердой аргументации причин;
- невозможность отмены низкоэффективных управленческих решений;
- разрыв между формальными обязанностями работника и конкретными действиями, которые он выполняет;
- рост числа наказаний;
- снижение количества поощрений работников.
Успешное управление изменениями подразумевает анализ причин, объектов изменений, анализ положительных и отрицательных сторон изменений, четкую формулировку целей. Внедрение изменений проводится только после всех подготовительных этапов работы.
Классификация изменений:
Существуют разные признаки классификации изменений.
- Организация (запланированные и незапланированные изменения).
- Сроки (краткосрочные и долгосрочные).
- Реакция персонала (повышают эффективность работы, повышают квалификацию, улучшают климат, улучшают удовлетворенность работников
и т. д. ). - Способ реализации (экспериментальные, прямые).
- Объем (точечные — в области правил; системные — в области технологий и организационных систем; стратегические — в области принципов производства и управления).
- Назначение (улучшают эффективность производства, улучшают условия труда, обогащают содержание труда, повышают управляемость, повышают качество продукта).
При успешном введении изменений в практику работы снижаются издержки, вредность производства, растет квалификация сотрудников. Негативные стороны изменений: рост затрат, снижение эффективности производства на этапе внедрения изменений, напряженность в коллективе.
Нововведения делятся на три группы:
-
технико-технологические (оборудование, схемы работы и обработки материалови т. д. ); - продуктные (выпуск новой продукции, материалов, услуг);
- социальные (экономические,
организационно-управленческие , собственно социальные).
По периодичности изменения можно разделить на одноразовые и многоступенчатые. По реакции персонала изменения можно разделить на положительно воспринимаемые и отрицательно воспринимаемые.
Подходы к управлению изменениями в организации
Изменения неизбежны в ходе работы организации, так как объективные обстоятельства стимулируют их появление. При этом сами изменения — не основная цель, а метод достижения целей: укрепления позиции на рынке, решения задач, развития новых направлений деятельности.
Управление изменениями можно анализировать с двух точек зрения: тактической и стратегической. Тактический подход подразумевает, что управление изменениями позволит провести изменения в срок, достичь целей, снизить сопротивление изменениям, улучшить адаптацию персонала к ним. Стратегический подход подразумевает, что управления изменениями включаются в повседневный процесс управления. Изменения становятся привычными, их отсутствие может спровоцировать тревогу у персонала. Стратегический подход к изменениям может сильно укрепить конкурентное положение организации на рынке.
На практике управление изменениями осуществляется двумя методами.
Реактивный метод - изменения осуществляются как реакция на происходящие события. Это способ адаптации к переменам внешней среды, он позволяет смягчить последствия. Но осуществление изменений запаздывает по времени, так как происходит как ответ на внешнее воздействие. Реактивный метод может привести к потере конкурентных преимуществ.
Превентивный метод - изменения происходят «на опережение». Метод позволяет предвидеть события из внешней среды, опережать их, инициировать перемены самим. При данном методе менеджеры постоянно проводят изменения в организации, которые дают возможность менять «судьбу» организации. Это кардинальный подход к управлению изменениями.
При осуществлении изменений часто осваиваются новые идеи. Автор идеи делает следующие шаги:
- выявляет заинтересованность в идее;
- разрабатывает стратегию достижения цели;
- разрабатывает альтернативные стратегии;
- выбирает окончательную стратегию;
- составляет подробный план по осуществлению изменений.