Жизненный цикл построения управленческого решения
Построение управленческого решения – это составная часть управленческой функции, возникающая на всех уровнях управленческого процесса и связанная со всеми аспектами и участниками управленческой деятельности.
На практике при построении управленческих решений в реальном времени они чаще всего рассматриваются как процесс. При этом важно понимать, что при построении решения осуществляется большое количество разнообразных процедур.
Управленческие решения принимаются во многих сферах жизнедеятельности:
- в быту,
- в общественной жизни,
- в производственно-хозяйственной деятельности.
Хотя характер решений отличается весьма значительно, в их построении можно выделить несколько характерных временных этапов, обладающих самостоятельной целью и специфическим содержанием, связанным с достижением этой цели. Поэтому для построения управленческих решений вводится понятие жизненного цикла управленческого решения.
Жизненный цикл управленческого решения – это совокупность последовательно реализуемых этапов, каждый из которых имеет свою цель и содержание, однако цели и содержание каждого из этих этапов, хотя и носят самостоятельный характер, подчинены общей цели построения и реализации управленческого решения.
В разных сферах конкретное содержание этапов жизненного цикла имеет особенности, определенные спецификой соответствующей предметной области. Однако сама последовательность этапов, их содержание (цели, ориентиры) однотипны. Отличаются лишь методы и средства реализации.
Названия этапов жизненного цикла управленческого решения отражают их цель. Содержание каждого этапа определяется действиями, которые требуются для достижения цели. Сама цепочка этапов представляет собой «жизнь» отдельного принимаемого решения. При этом отдельные решения должны вписываться в общую цель функционирования организации, быть связаны и непротиворечивы с предшествующими и последующими управленческими решениями. Общий вектор ориентации управленческих решений должен быть единым.
Алгоритм построения управленческого решения
Построение управленческого решения осуществляется путем реализации внутренне взаимосвязанного динамического процесса, который может быть представлен в виде набора следующих функций:
- постановка управленческой задачи. Любое управленческое решение должно быть инициировано возникновением некоей проблемы (или возможности), осознанием потребности в построении решения. Постановка задачи также включает диагностику и анализ сложившейся ситуации, включая исследование внешней и внутренней среды организации. Постановка задачи – отправная точка построения управленческого решения,
- поиск альтернатив. Процесс поиска альтернатив представляет собой изучение внешней и внутренней среды предприятия для того, чтобы получить необходимую информацию, которая впоследствии будет использована для составления списка альтернативных решений. На данном этапе предполагается, что любой из внесенных в этот список вариантов способен привести к достижению цели или выполнению поставленной задачи. Поэтому одно из основных требований, предъявляемых к альтернативам – их реалистичность, т.е. соответствие условиям внешней и внутренней среды. В теории принятия решений такие условия называют ограничениями. Ограничения представляют собой сокращение возможностей, сужают перечень доступных лицу, принимающему решения, вариантов. Ограничения могут быть обусловлены как внешними, так и внутренними факторами различного характера – например, нормативно-правовыми актами, запасами ресурсов и их доступностью, компетентностью персонала организации,
- сравнение и оценка альтернатив. Ключевым понятием для оценки вариантов действия выступает критерий. Под этим термином в теории принятия решений понимают стандарты, позволяющие оценивать альтернативы и сравнивать их между собой. При этом могут использоваться как однокритериальные модели, так и многокритериальные. Конкретный набор критериев сравнения определяется целями и задачами принятия решения,
- выбор. После того, как все альтернативы оценены, необходимо выбрать одну из них – ту, которая будет реализована. Выбор осуществляется по установленным критериям успеха – показателям эффективности решения. Лучшим признается то решение, которое позволяет в наибольшей степени приблизиться к достижению цели, обойдясь при этом наименьшими затратами ресурсов. На практике такие альтернативы – редкость, и приходится выбирать между максимальным эффектом и минимальными затратами. Кроме того, все оценки носят прогнозный характер, решения принимаются в условиях неопределенности и риска, поэтому есть вероятность не достижения ожидаемых параметров. Если неопределенность высока, менеджерам приходится ориентироваться на личный опыт и интуицию. Во многом выбор зависит от характера принимающего решение лица – его склонности к риску, готовностью его принимать. В любом случае, издержки и потенциальные преимущества всех вариантов должны быть тщательно взвешены,
- внедрение решения. Из разряда абстрактных построений на этом этапе решение переходит в профессиональную реальность. Руководящие идеи трансформируются в управленческие действия. На этапе реализации есть риск столкнуться с противодействием со стороны сотрудников, которых затрагивает принятое решение. Поэтому менеджер должен проявить не только административные способности, но и коммуникативные и мотивационные навыки, лидерские качества, умение убеждать. При внедрении решения могут возникнуть проблемы или изменения среды, требующие вернуться на стадию поиска альтернатив (в новых условиях),
- сопровождение и контроль. После внедрения решение подвергается анализу и контролю, что позволяет удостовериться в успешности достижения цели благодаря принятому решению.