Понятие управленческого решения
Управленческое решение – это важнейший вид труда управленческого персонала, состоящий из целенаправленных, взаимосвязанных, обладающих логической последовательностью действий, обеспечивающих достижение задач управления.
Управленческие решения разрабатываются для социальных систем. Они ориентируются на такие аспекты, как:
- управление в системе управления,
- стратегическое планирование,
- управление персоналом (такими характеристикам, как умения, знания и производительность),
- управление деятельностью в сфере обслуживания и производства,
- формирование управленческой структуры предприятия,
- консультирование по вопросам управления,
- менеджмент внешних и внутренних коммуникаций.
К управленческим решениям предъявляется ряд требований:
- научная обоснованность. Решения должны приниматься не интуитивно, а на основе научных методов, анализа данных по внешней и внутренней среде,
- непротиворечивость. Если одно управленческое решение противоречит другому, то как минимум одно из них не будет работать (а в худшем случае даже оба),
- своевременность. Если даже самое взвешенное и выверенное решение принято поздно, то предприятию оно не принесет пользы, поэтому менеджеры должны находить баланс между скоростью принятия решения и его обоснованностью. В любом случае, решение принимается в координатах «риск-время». Чем больше времени тратится на подготовку решения, тем меньше риск упустить из внимания некие аспекты ситуации, но больше вероятность получить несвоевременное решение,
- адаптивность. Предприятие существует в условиях изменяющихся условий, поэтому оно должно быть гибким, обеспечивающим приспосабливаемость,
- реальность. Решения должны быть исполнимыми, иначе в них нет смысла.
Процесс принятия решений представляет собой постоянную и весьма ответственную часть работы руководителя. Принятие решений пронизывает все действия руководителей от разработки цели до ее осуществления.
Последствия от принятых решений могут затрагивать не только интересы отдельного человека или группы людей, но и всего общества – например, когда по вине предприятий случаются экологические катастрофы. В связи с этим суть принимаемого решения должна быть тщательно продумана.
Управленческие решения могут принимать разные формы:
- форма разработки (указ, закон, приказ, распоряжение, контракт),
- форма реализации (убеждение, разъяснение, деловая беседа).
У любого управленческого решения есть некая предпосылка:
- необходимость осуществить действие,
- потребность в ликвидации проблемы,
- желание уменьшить актуальность проблемы.
Целью принятия управленческого решения является разрешение задачи или проблемы несоответствия между фактическим состоянием объекта управления и заданным по плану состоянием.
Возникновение проблемы может быть определено по одному из признаков:
- происходит снижение эффективности функционирования предприятия,
- полученные результаты не соответствуют поставленным целям,
- получены результаты, демонстрирующие отставание от результатов конкурентов.
Факторами возникновения проблем являются:
- ошибочные принципы, на которых построена деятельность компании,
- неверные критерии оценки функционирования предприятия, его структурного подразделения или отдельных работников. Если критерии завышены, будет казаться, что проблема есть там, где на самом деле ее нет; если занижены – будет приуменьшен реальный масштаб проблемы или она вовсе не будет выявлена,
- допущенные в процессе достижения цели нарушения, вызванные как случайными причинами, так и осознанным желанием нанести ущерб предприятию или конкретному сотруднику,
- обстоятельства непреодолимой силы, такие как техногенные катастрофы, стихийные бедствия, войны и вооруженные конфликты.
Классификация управленческих решений
Все многообразие принимаемых управленческих решений можно классифицировать по разным основаниям:
По субъекту управления:
- государственные,
- относящиеся к предприятиям,
- общественных организаций,
По сроку действия и целям:
- стратегические,
- тактические,
- оперативные,
По степени жесткости:
- директивные,
- рекомендательные,
- ориентирующие,
По функциональной ориентации:
- организационные,
- плановые,
- координирующие,
- контролирующие,
- регулирующие,
По способу выработки и утверждения:
- коллегиальные,
- единоличные,
По степени определенности информации, доступной лицу, принимающему решения:
- принимаемые в условиях полной определенности,
- принимаемые в условиях определенности (в стохастическом смысле),
- принимаемые в условиях неопределенности,
По масштабу решаемых проблем:
- узкоспециализированные,
- частные,
- общие,
По сфере реализации:
- технические,
- технологические,
- административные,
- экономические,
- социальные,
По применяемому подходу:
- интуитивные – такие решения, которые базируются на ощущении их правильности. Принимающее решение лицо не анализирует проблему и альтернативы, а исходит только из личных ощущений. Вероятность принятия оптимального решения мала, но в некоторых случаях такой подход является единственным возможным,
- основанные на суждении. Базой выступает опыт и знания принимающего решение лица. Такие решения принимаются быстро и не требуют затрат на проведение исследований, но их эффективность значительно зависит от квалификации менеджера,
- рациональные – основой принятия таких решений является объективный аналитический процесс. Самые надежные, но самые долгие решения.
Перечисленным списком критериев возможность классификации управленческих решений не ограничивается. В зависимости от задач могут быть выделены и другие разновидности управленческих решений – поскольку они представляют собой сложный объект, существует огромное количество возможных подходов к их рассмотрению и делению.