Управленческие решения
В процессе управления организационными структурами постоянно возникают условия, в которых руководители сталкиваются с вопросами выбора одного или нескольких вариантов возможных действий, то есть им необходимо принимать какие-либо решения. Процесс выработки и принятия подобных решений – это та процедура, которую необходимо так или иначе выполнять всем руководителям, и которая характеризует как весь ход управления, так и окончательных результат работы.
В современном менеджмента процесс принятия соответствующих управленческих решений занимает свою особую нишу. Разработка, принятие и осуществление управленческого решения представляют собой важнейший инструмент управляющего воздействия. Любое решение такого уровня в менеджменте является связующим элементом, т.к. выступает обязательной частью любой управленческой функции.
Процесс принятия управленческого решения
Подготовка, принятие и реализация выбранного управленческого решения имеет определённую технологию, которая, для каждой организации, также имеет свои особенности, определяемые спецификой деятельности организационной структуры, действующей внутренней культурой и принятой системой коммуникаций. Тем не менее, для любого процесса подобного плана характерны единые черты независимые ни от чего.
Под технологией принятия решений подразумевается определённая последовательность процедур, которые способствуют, в комплексе с методами оптимизации, решить проблемы организации.
То есть управление процессом решения проблемы представляет собой разработку оптимальной технологии принятия решения. Руководитель, который отвечает за развитие системы, сталкивается со множеством целей и большим числом конкурирующих способов и средств. Всё это также может быть использовано для достижения основной цели.
Зачастую, для решения проблемы, часто требуются не единичные решения, а их определённая последовательность, и, что самое главное, обязательное осуществление этой последовательности. Поэтому решением является не одноимённый акт, а результат процесса, развивающегося во времени и имеющего характерную структуру. Процесс принятия решений – это циклическая последовательность действий субъекта управления, нацеленная на ликвидацию проблем организации, через анализ ситуации, выработки альтернатив, принятия решения и его последующего выполнения.
Процесс принятия оптимального управленческого решения
-
Анализ ситуации, требующий сбора и обработки информации. Этап выполняет функцию восприятия организацией факторов внешней и внутренней среды, положении дел в самой организации. Данные классифицируют, анализируют, сравнивают, а полученные результаты дают понимание о проблемах которые необходимо решать.
-
Идентификация проблемы – это первый шаг к её решению, т.к. выделение и формулировка проблемы весьма сложная процедура. Многие проблемы, на момент своего появления, слабо структурированы и не содержат очевидных целей и альтернатив. Доведение этих проблем до определённости требует опыта, таланта, творческого подхода.
-
Разработка альтернатив с целью последующего выбора из этого множества оптимального пути решения возникшей проблемы.
-
Согласование решения. Современные системы управление из-за разделения труда создают условия вида, когда разработка решений осуществляется одними работниками, утверждения другими, а выполнения третьими. К решению проблемы должны стремиться все члены организации, и учитывается опыт и интересы всех участников процесса, поэтому стадия согласования играет важную роль в групповых процессах.
-
Управление реализацией – этап, определяющий необходимый комплекс работ и предусматривающий последовательность действий теми или иными участниками процесса.
-
Контроль и оценка результатов, служащие для того, чтобы быть уверенными, что проблема решена, принятые решения верны, затраченные средства оправдали себя.
Эффективный процесс выработки, принятия и реализации решений может обеспечить выживаемость и эффективное функционирование организации во внешней среде.