Понятие управленческого решения
Управленческие решения представляют собой акт творчества субъекта управления, который определяет программу деятельности коллектива по эффективному решению назревшего вопроса на основании изучения объективных закономерностей функционирования управляемой системы и анализа ее состояния.
Принятие эффективного управленческого решения во многом зависит от выполнения и соотношения его функций в процессе его подготовки и на стадии внедрения.
На этапе внедрения решений менеджерам необходимо принять меры по их конкретизации и доведения их до исполнителей, осуществлять контроль их выполнения, внести необходимые коррективы и оценить полученный результат выполненного решения.
Для каждого управленческого решения присущи свои конкретные результаты. По этой причине цель управленческой деятельности состоит в нахождении методов и средств, способствующих достижению эффективного результата для конкретных условий и обстоятельств.
Внедрение управленческого решения
Каждый управленец несет ответственность за свое решение и его выбор. После принятия решений, они поступают к исполнителям и подлежат контролю их реализации.
Реализация решения представляет собой операцию, которая направлена на достижение целей компании. При этом для достижения этой цели может потребоваться принять множество других решений, которые смогут обеспечить выполнение основного.
Первым шагом в процессе внедрения управленческого решения будет являться его согласование и утверждение. Утверждение проводится путем одобрения решения лицами, имеющими право на это и несущими юридическую ответственность за результаты принятия этого решения. Чаще всего решение утверждается руководителем, выполняющим функции на основе единоначалия, так как на него накладывается персональная ответственность за эффективность коллектива в целом.
Согласование - необходимое условие реализации решения, представляющее собой процедуру достижения признания группой лиц предлагаемого решения какой-либо проблемы.
Каждое решение признается следующими группами людей:
- руководители отделов, подразделений и компаний, на функционирование которых может оказать влияние принятое решение.
- исполнители (подчиненные), которые назначены на его выполнение.
Важные решения согласовываются с другими руководителями для достижения ситуации «равновесия» интересов подразделений компании, которые должны всегда приниматься к учету, а также задачами компании в целом, что является основным критерием принятия решения. На этапе согласования процесса внедрения решения в него могут быть внесены некоторые изменения, поэтому принятое решение не всегда окончательно.
После того, как решение согласовано, следующим шагом будет признание решения исполнителями (подчиненными), которые будут впоследствии его выполнять. Реальным управленческим решением называется то, которое фактически исполнено в коллективе. Не смотря на это, некоторые управленцы, используя законную власть, зачастую пренебрегают этими факторами.
Они отдают распоряжения и требуют их исполнения, не посоветовавшись с исполнителями и не убедив их в правильности своего решения. Данное поведение можно оправдать лишь условиями дефицита времени или при принятии запрограммированных управленческих решений. Шанс на успех в реализации любого управленческого решения значительно возрастает в том случае, когда причастные к решению лица вносят свою лепту и верят в эффективность этой работы.
В случае, если сотрудники не принимают участие в подготовке управленческих решений, то у них может возникнуть чувство отчуждения, которое связано с принятием решения другими людьми. По этой причине огромное значение в управленческой деятельности имеет не только объяснение отдаваемых указаний, но и влияние руководителя на сотрудников посредством их убеждения и вовлечения к процессу внедрения управленческого решения.