Принятие управленческих решений зависит не только от личности лица, принимающего решение, но и ситуационных условий, которые оказывают влияние на этот процесс.
Внутренние факторы, влияющие на управленческие решения делятся на:
- субъективные;
- объективные.
Субъективные внутренние факторы
Эта группа факторов определяется спецификой психических процессов, качеств и состояний лица, принимающего решения. Поэтому такие факторы представляют собой трехуровневую систему (традиционную психическую структуру личности):
- Психические процессы.
- Психические состояния.
- Психические свойства.
Психические процессы могут быть познавательными, волевыми и эмоциональными. Особая роль принадлежит познавательным, или когнитивным, процессам: ощущения, память, восприятие, мышление, представления, внимание и воображение. Отдельно существуют мотивационные процессы, предопределяющие направленность интересов, предпочтений и притязаний личности и влияющие на целевые установки человека.
Психическое состояние – это целостная реакция человека на внутренние и внешние стимулы, которая направлена на достижение какого-либо полезного результата. Психические состояния характеризуют психическое содержание людей в разные моменты времени.
Психические свойства могут быть общими и индивидуальными. Общими свойствами являются присущие всем людям фундаментальные и типичные особенности психики, а также ограничения индивидуальной возможности в части хранения и переработке информации. Индивидуальными свойствами являются предпочтения и уровень личностных притязаний.
Объективные внутренние факторы
При принятии управленческих решений любому руководителю необходимо учитывать как внешние факторы, так и ситуацию, которая сложилась внутри самой организации. Эту ситуацию характеризует набор переменных - внутренних факторов, среди которых:
- цели организации;
- организационная структура;
- организационная культура;
- процессы и ресурсы самой организации.
Цель представляет собой предвосхищение в сознании и мыслях руководителя желаемых результатов будущих запланированных действий. Организация функционирует только ради достижения своей цели, которая направляет ее деятельность и определяет содержание каждого управленческого решения.
Организационная структура — это совокупность устойчивых связей, которые обеспечивают развитие и функционирование организации как особой социальной системы. Структура любой организации состоит из четырех типов элементов:
- структурные звенья (орган управления, подразделение, отдельные сотрудники);
- вертикальные и горизонтальные отношения;
- уровни: высший, средний, низший;
- штабные и линейные полномочия.
Сочетание данных элементов и определяет разнообразие структур управления. Процесс принятия управленческого решения всегда протекает в рамках конкретной организационной структуры, он «несвободен» от структуры, влияющей не только на выбор способа принятия решений, но и на качество этого решения.
Организационная культура - важнейший компонент организации, основа ее потенциала.
Организационная культура – это система общих мнений, ценностей, норм и правил поведения в организации.
Организационные процессы делятся на функциональные процессы и собственно процессы управления. Функциональные процессы представляют собой совокупность связанных между собой операций, которые направлены на достижение организационных целей. Такими процессами можно назвать: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, инновации. Процессы управления относят к функциям управления или к связующим процессам. Функциями управления являются функции планирования, организации, мотивации и контроля. Каждая функция реализуется посредством связующих процессов: обмен информацией или принятие решений.
Ресурсы организации, поступая из окружающей среды, становятся ключевой частью внутренней среды и представляют собой важнейший фактор, определяющий степень ее эффективности. Количество и качество таких ресурсов необходимо всегда учитывать при принятии управленческого решения, чтобы оно было не только реалистичным, но и обеспечивало бы достижение организацией своих целей.