Нормативные решения
Большое значение для характеристики всей системы решений имеет понятие нормативного решения, которое представляет собой выбор руководителя при выполнении своих обязанностей в рамках занимаемой им должности.
Нормативное решение носит собирательный характер, оно определяется всей совокупностью нормативно-предписываемых решений руководства, непосредственно связанных с должностными функциями и формально-организационным статусом.
Эти решения очень важны для осуществления управленческой деятельности. Наряду с нормативными решениями управленцы вынуждены принимать огромное число и вненормативных (неформализованных) решений.
Виды решений
Все нормативные решения можно классифицировать на:
- Запрограммированные решения, принимаемые в заранее предвидимых ситуациях, когда можно подготовиться к той или иной альтернативе. Эти решения принимаются в стандартных ситуациях, которые связаны с основной сферой деятельности компании.
- Незапрограммированные решения, характеризующиеся теми же особенностями, но с «обратным знаком».
В практике управления чаще всего решения бывают частично запрограммированными, частично нет.
Другой важнейшей классификация нормативных решений является разделение их в соответствии с зависимостью от того, при реализации какой функции управления происходит их осуществление. В связи с этим признаком выделяются:
- Целевое решение,
- Прогностическое решение,
- Плановое решение,
- Мотивирующее решение,
- Контрольное решение,
- Организационное решение,
- Коррекционное решение,
- производственно-технологическое решение.
В соответствии с признаками исходной неопределенности ситуации управленческих решений и процесса выбора, они классифицируются на:
- Структурированное решение,
- Неструктурированное решение.
Все рассмотренные классификации могут частично перекрываться и, в конечном счете, дополнять друг друга. Например, рациональные решения могут быть одновременно и запрограммированными, и незапрограммированными.
По отношению, ко всем управленческим решениям предъявляются некоторые требования, которые могут задать нормативно-рационалистический идеал.
Эффективность решения
Принятое нормативное решение должно обеспечивать конструктивное преодоление проблемного вопроса и быть наилучшим среди всех потенциально возможных. Только таким образом достигается эффективность управленческой деятельности.
- Обоснованность решений (адекватное отражение особенностей реальной ситуации и конкретных способов ее преодоления);
- Своевременность решений (соотнесение с конкретно, складывающимися в какой-либо период времени ситуациями);
- Реализуемость (выполняемость) решения;
- Конкретность и регламентированность решения, что является предпосылкой для оптимальной реализации последующего контроля результатов решения, без которого оно не действенно и не конструктивно.
- Сочетание жесткости и гибкости, в соответствии с которым оно должно выполняться.
Этот принцип формулируется тогда, когда производится выбор из нескольких альтернатив. Чем лучше человек осознает и преодолевает факторы, которые являются ограничивающими или решающими, тем более точно он может выбрать наиболее благоприятную альтернативу.
Заключительный аспект нормативного анализа при принятии решений — вопрос об основных методах, с помощью которых он может реализовывать себя. Это могут быть такие методы, как теория игр, статистических и динамических решений, теория операций, линейное программирование, моделирование.