Субъектами управленческого решения может быть как руководитель компании и отдельные менеджеры, так и группа сотрудников, обладающих полномочиями в принятии решений.
В соответствии со степенью участия руководителей различных уровней и специалистов, решения принято подразделять на:
В большинстве компаний коллегиальное решение принимается группой руководителей по согласованию с ведущими топ-менеджерами и специалистами. Параллельные полномочия делегируются руководителем, при использовании приемов обязательного согласования (в распорядительных документах имеет вид: «согласовано»).
В случае обязательного согласования ответственность за принятие значимых решений отчасти может быть возложена на руководителя, который принимает на себя данные полномочия. Параллельные полномочия могут увеличить ответственность и права руководителя, а решение при этом становится коллективным.
Недостатком коллегиальных решений является то, что расстановка сил может быть такой, что принимает решение руководитель (несколько руководителей), хотя формально оно принято коллегиально. В связи с этим руководители вынуждены прибегать к помощи экспертов, способных обеспечить им принятие эффективных управленческих решений.
К помощи в принятии данных управленческих решений может быть привлечена группа специалистов, таких как внешний аудитор или сотрудник штабной службы предприятия.
Коллективное (демократическое) решение принимается большинством сотрудников предприятия, совместно трудовым коллективом либо группой сотрудников. Данные решения можно принимать посредством тайного голосования, а также используя методы экспертных оценок. Эти методы можно использовать лишь при наличии высокого уровня мотивации сотрудников, применении демократического стиля руководства, развитой и прозрачной корпоративной культуре.
Коллективные решения принимают в случаях, когда необходимо поднять значимую, относящуюся ко всему персоналу, проблему или вопрос.
Недостатками при принятии данного типа решения являются:
Индивидуальные управленческие решения принимаются единолично руководителем компании, которые несет полную ответственность за его реализацию и итоговые последствия для предприятия. Данное решение носит творческий характер, что, несомненно, является его достоинством.
Недостатки индивидуальных решений начинают проявляться в тех случаях, когда они носят авторитарный характер. Власть узурпируется руководителем, он начинает единолично владеть и распоряжаться ресурсами, определять кадровую политику и оказывать давление на сотрудников. Каждый управленец должен соблюдать баланс власти, уметь маневрировать и быть гибким, использовать в управлении делегирование.
Недостатки коллективного принятия решений являются достоинствами для индивидуального принятия решений, и наоборот.