Методы принятия управленческих решений представляют собой способы, с помощью которых может быть разработано решение определенной проблемы.
Методы принятия решений на основе математического моделирования
Методы принятия решений с использованием инструментов математического и (или) статистического моделирования можно подразделить на экспертные и неэкспертные.
Эксперт – это профессионал высокого уровня в какой-либо области знаний.
Экспертиза – проведение экспертом или экспертной группой измерения каких-либо характеристик, анализ факторов, необходимый для подготовки принятия решения.
С помощью экспертизы лицо, осуществляющее принятие решения, может снизить его риски. Чаще всего экспертиза используется в таких вопросах, как постановка стратегических целей организации (поиск нового рынка сбыта или изменение структуры управления компанией), прогнозирование и разработка сценариев.
В процессе проведения экспертизы получаются экспертные оценки, которые могут иметь различный вид – от количественно выраженных характеристик до содержательных экспертных заключений. Наиболее объективными считаются количественные оценки, к которым можно легко применить аналитические инструменты статистики и математики.
К неэкспертным методам принятия решений относятся различные способы подготовки и принятия решения, не требующие участия экспертов. Наиболее известны следующие методы неэкспертного принятия управленческих решений: линейное программирование, имитационное моделирование, использование инструментария теории вероятностей и теории игр, метод аналогий.
Методы принятия решений на основе психологических приемов групповой работы
Другим способом принятия управленческих решений является применение психологических методов. В рамках данных методов решение обычно подготавливается и принимается коллективно, однако психологический инструментарий может быть использован и одним человеком – лицом, принимающим решение.
Наиболее распространенным психологическим методом принятия решения является мозговой штурм, брейнсторм, идея которого была предложена А. Осборном в 1950-х гг. Сущность данного метода заключается в генерации максимально возможного количества идей с целью последующего выбора наилучшей.
Использование психологических методов целесообразно для поиска новаторского решения или разработки чего-либо нового. Такие методы позволяют, кроме достижения основной цели – принятия решения, укрепить дух коллектива и сблизить коллег, а также донести до руководства идеи сотрудников более низкого уровня управления.
Кроме мозгового штурма, существует множество других психологических методов принятия управленческих решений:
- Синек-тека – схожий с мозговым штурмом метод, где в процессе обсуждения присутствует реальный или мнимый клиент, который высказывает свое мнение о предлагаемых способах решения проблемы;
- Разложение на части (декомпозиция) – метод творческого мышления менеджера, в рамках которого проблема раскладывается на составные части, и каждая часть рассматривается отдельно на предмет внесения изменений;
- Принудительные взаимосвязи – комбинирование объектов или идей с целью получения новаторских методов решения проблемы;
- Морфологический анализ – матричный анализ переменных, к которым относятся объекты и способы воздействия на них;
- Латеральное мышление – анализ проблемы со сторон, рассмотрение которых выходит за рамки стандартной аналитики, боковое мышление;
- Групповой гений – организация группового обсуждения между людьми, имеющими различные точки зрения или применяющими различные методы принятия решений.
Выбор метода принятия управленческих решений зависит от множества ситуационных факторов и предпочтений лица, принимающего решение.