Понятие управленческого решения
Решение – это всегда выбор альтернативы.
Под управленческим решением подразумевают выбор альтернативы в процессе реализации управленческих функций.
Управленческое решение – это, в первую очередь, волевое и, в то же время, творческое и целенаправленное воздействие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов функционирования управляемой подсистемы, а также на анализе информации о ее состоянии.
Объектом управленческого решения выступает – операция или система.
Субъект управленческого решения – это лицо, принимающее решение (ЛПР), управляющая подсистема организационно-производственной системы и др.
Принятое решение, для своего практического воплощения (то есть, целенаправленного воздействия на управляемую подсистему), как правило, конкретизируется в виде программы действий. Последняя, в основном, содержит:
- перечень действий (мероприятий)
- методы осуществления данных мероприятий
- границы действий и сроки
- исполнители
- необходимые ресурсы
- требуемые результаты, а также критерии (индикаторы) их оценки.
При помощи программы определяется место каждого управляемого элемента системы в процессе достижения поставленных задач и целей. Ресурсы и действия структурных подразделений, при этом, должны быть взаимосогласованными, а также взаимоувязанными, как во времени, так и в пространстве.
Управленческие решения, в большинстве своем, носят директивный характер и служат как бы импульсом, сигналом к действию для участников управляемой подсистемы.
Классификация управленческих решений
По характеру процесса принятия решения подразделяются на:
- интуитивные (выбор, основывается лишь на подсознательном ощущении того, что он является правильным)
- решения, которые основываются на суждениях (в данном случае, выбор обуславливается накопленным опытом или знаниями)
- рациональные решения (обосновывается с помощью объективного аналитического процесса)
Кроме того, управленческие решения классифицируются на:
- стратегические (это, в основном решения, имеющие долгосрочный характер, связаны с адаптацией к внешней среде и направлены на достижение основных целей организации)
- перспективные (направлены на реализацию перспективных планов организации)
- текущие (данная категория решений, как правило, направлена на развитие и уточнение перспективных решений)
- оперативные – принимаются в отношении конкретного элемента нижнего уровня товара или элемента производственной системы
- стабилизационные (решения, принимаемые в целях обеспечения нахождения системы и составляющих ее подсистем в области допустимых или управляемых состояний).
По технологии разработки решения выделяют:
- организационные – решения, главная цель которых состоит в обеспечении движения, направленного на решение задач, поставленных перед организацией. В свою очередь, организационные решения можно подразделить на две группы: запрограммированные и незапрограммированные. Первые представляют собой результат реализации определенного алгоритма (последовательности действий, шагов). Незапрограммированные решения – в основном, принимаются в принципиально новых ситуациях (они, как правило, внутренне неструктурированны и сопряжены с фактором неопределенности). В данном случае уже нет возможности составить заранее определенную последовательность необходимых шагов.
- компромиссы (решения, которые принимаются, как правило, с позиций системного подхода; при этом обязательно учитываются возможные последствия для всех частей организации).