Выделяют шесть основных этапов управленческих решений:
- Установление необходимости решения.
- Анализ и диагностика ситуации, формулирование проблемы.
- Выявление альтернатив.
- Определение предпочтительного альтернативного варианта.
- Реализация предпочтительной альтернативы.
- Анализ результатов, обратная связь.
Определение необходимости решения
Менеджеру необходимо принимать решение и при наличии проблемы, и при появлении новых возможностей. Проблема появляется в ситуации недостаточности организационных факторов для достижения поставленной цели. Возможности появляются, когда менеджер видит факторы, которые потенциально превосходят текущие потребности для достижения целей. В данной ситуации менеджер видит возможность повысить результаты выше текущего уровня.
Наличие осведомленности о наличии возможностей или проблем является лишь первым этапом управленческого решения. Для этого требуется изучать характеристики внешней и внутренней среды, заслуживающие исключительного внимания. Тщательное исследование окружающей среды позволяет выяснить, соответствует ли деятельность организации целям среды.
Диагностика и анализ
Если внимание менеджера привлекает какая-то проблема или возможность, важно прояснить ситуацию. На этом этапе менеджер анализирует ключевые факторы и причины, который связаны с требующей решения ситуацией. Ошибкой является переход к поиску альтернативных вариантов без глубокого анализа причин появления проблемы.
Результатом данного этапа должна стать сформулированная проблема, фиксирующая выявленные причинно-следственные связи.
Выдвижение альтернатив
На этапе выдвижения альтернатив генерируются возможные альтернативы решений, отвечающие ситуации и соответствующие основополагающим факторам. Зачастую решение оказывается неудачным по причине того, что менеджер ограничивает время на реализацию этапа поиска альтернатив и их число, останавливается на первой устраивающей альтернативе.
Гораздо проще выявить подходящие альтернативы для запрограммированного решения. Они могут содержаться в описании корпоративных правил и процедур. В случае незапрограммированных решений предполагается использование неординарных способов действий, поиск необычных альтернатив.
Выбор и реализация предпочтительной альтернативы
Принятие управленческого решения предполагает выбор из нескольких самых перспективных вариантов действий. Лучшей альтернативой является та, которая отвечает ценностям и целям организации, позволяет разрешить проблему с меньшими затратами ресурсов. Выбор менеджера определяется его личными качествами и готовностью принять неопределенности и риск.
Реализации подразумевает применение административных и лидерских возможностей, способности к убеждению для гарантии выполнения выбранной альтернативы. В рамках данной стадии менеджер использует лидерские и коммуникативные навыки, мотивирует сотрудников.
Оценка и обратная связь
Этап оценки предполагает сбор информации, позволяющей судить относительно качества реализации решения и его соответствия достижению поставленной цели.
Обратная связь играет важнейшую роль в силу непрерывности и бесконечности процесса принятия решений. Обратная связь дает информацию, необходимую для запуска нового цикла. В случае неудачного решения анализируются проблемы, выдвигаются альтернативы и выбирается наиболее подходящая из них.
Стратегическое решение всегда связано с определенным риском, однако эффективная обратная связь и последующие обдуманные действия позволяют компании вернуться в нормальное состояние.